Стоит ли учить английский алфавит раньше или параллельно с русским?
Правильный ответ «нет»? Но вдруг можно найти волшебный метод обучения, и ребенок в 3 года легко и чисто заговорит сразу на двух языках? Давайте разберемся вместе.
Мифы и правда о билингвах
Статистика свидетельствует: в мире больше людей-билингвов, чем говорящих только на одном родном языке. Этот вдохновляющий факт стимулирует родителей современных детей учить их нескольким языкам с раннего детства. Но вот тут-то и кроется главная ошибка. В слове «учить». Потому что билингвы не учат, а осваивают языки, постоянно находясь в естественной двуязычной языковой среде.
Билингвизм — это владение двумя языками на уровне, позволяющем легко переключаться с одного на другой, умение с их помощью осуществлять успешную коммуникацию (даже при минимальном знании языков), умение в равной степени использовать их в необходимых условиях общения. То есть человек не просто знает, он думает на двух языках, строит фразы сразу на двух языках, минуя этап перевода. Такой билингвизм возможен в двуязычных семьях, где два языка на одинаковом уровне окружают ребенка с раннего детства. Ведь ребенок не начинает сначала учить русские буквы, а потом говорить на русском языке. Он слушает речь родителей, впитывает слова и фразы и со временем начинает повторять их. Есть и примеры, когда языковая среда создана специально, но при таком искусственном, функциональном билингвизме, иностранный язык становится практикой в определенной сфере общения и развивается сложнее. Однако в обоих случаях развитие сразу в двух языках возможно. Именно развитие, через общение, постоянную коммуникацию на разных языках, а не через тренировки внимания и повторения.
Давайте вспомним. Русский алфавит ребенок начинает учить, уже хорошо владея родным языком. Он не учит сначала буквы, чтобы потом заговорить словами. Наоборот, сначала он говорит, причем к моменту начала знакомства с правилами грамматики, прекрасно говорит и думает на своем родном языке, а уже потом начинает разбираться, из чего же состоят слова и фразы, которыми он говорит. Так же должно быть и с английским языком. Поэтому если ваша цель — свободно говорящий на двух языках ребенок, начать нужно точно не с изучения алфавита. Формируйте языковую среду, говорите на двух языках сами, отдавайте его в школы, где с ним будут свободно говорить на английском, чтобы ребенок начал осваивать оба языка параллельно с раннего детства.
И все же, когда учить буквы?
Изучать английский алфавит и русский одновременно, не имея одинаковой лингвистической основы обоих языков, значит запутать ребенка. На вид многие буквы в двух языках одинаковые, а звучат по-разному. Это помимо того, что название и звук букв — две разные истории. По итогу вы рискуете получить ситуацию, когда ребенок путает буквы из двух языков, смешивает их произношение, использует два алфавита в написании простых слов. Такие знания уж точно не помогут перейти к следующему этапу — чтению и грамотному письму.
Учить алфавит в 2–3 года?
Простое «механическое» запоминание карточек с буквами, не поможет освоить язык. Возраст 3 лет — период активного «говорения», ребенок охотно и много повторяет слова вслед за родителями и использует свой накопленный словарный запас, нужно уделить внимание этому процессу. Вернемся на несколько абзацев назад и напомним себе. Без формирования и погружения в языковую среду, в раннем возрасте короткие занятия по «изучению» алфавита не принесут пользы. Максимум, вы привьете ребенку усидчивость. В оторванности от языковой практики и среды, даже визуальное запоминание букв, без их применения в речи, пользы для изучения английского принесет не много.
Учить алфавит в 4–5 лет?
Можно начинать! К этому возрасту ребенок уже хорошо владеет родным языком и понимает, что есть и другие языки. Если вы не практиковали создание языковой среды, то к 4–5 годам ребенок дошкольник так или иначе сталкивается с английским в жизни: музыка, названия продуктов, реклама и т.д. Кроме того, изучая алфавит, можно и нужно использовать отдельные фразы или слова, а не только названия букв. Начинайте изучать язык, а алфавит будет одним из этапов изучения. Веселые песенки и стишки могут помочь — развить словарный запас, первую лексику, интуитивное запоминание букв и слов.
Учить алфавит в 6–7 лет?
Это, пожалуй, самая распространенная рекомендация. Считается, что к этому возрасту ребенок психологически и физиологически готов именно учиться. Однако стоит помнить, что первый класс один из самых стрессовых периодов для детей, эмоциональная и информационная нагрузка настолько высоки, что легко освоить все новое сразу не получится. Если изучение английского алфавита попадает именно на первый класс, стоит приступить к этой задаче на полгода-год раньше, в языковых школах. Первая волна адаптации будет пройдена, ребенок усвоит правила, и что особенно важно — следом только начнется этап изучения письменных букв русского алфавита. А значит, путаницы в голове будет меньше.