Знания высокого уровня: сложные задания в ЕГЭ по английскому

Обновлено:
В 2023 году ЕГЭ по английскому языку сдавали более 80 000 человек, 205 человек смогли получить максимальные 100 баллов. Наиболее успешно экзаменуемые справлялись с разделами «Чтение» и «Аудирование», чуть лучше стали показатели в заданиях по грамматике. Однако по-прежнему есть типичные ошибки, которые допускают учащиеся. Разберем самые сложные из них в статье.
Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Говорение

В 2023 году преподаватели чаще всего отмечали, что их ученики потеряли баллы в заданиях на говорение — в части интервью.

Устная часть экзамена по английскому языку сдается в отдельный день, на нее отводится всего 17 минут. Ученикам часто приходится довольно долго ждать своей очереди, они волнуются, утомляются и перегорают. Ошибки, которые допускают школьники, часто связаны именно с психологическим фактором, а не базовым отсутствием знаний. К этому испытанию нужно заранее морально подготовиться.

В заданиях 3 ученику предстоит общаться с электронным ассистентом, отвечая на вопросы из школьной тематики: ситуации социально-бытовой, социально-культурной и социально-трудовой сфер общения. Вопросы экзаменуемый не видит, он их только слышит. Заметки делать тоже нельзя.

Чтоб получить максимальный балл за диалог, нужно соблюдать следующие рекомендации:

  •  давать полные ответы на вопросы;
  •  обращать внимание на время, в котором электронный ассистент ставит вопросы, отвечать нужно, используя правильные грамматические конструкции;
  •  внимательно послушайте вступительную речь электронного ассистента, в ней он оглашает тему, на которую вам предстоит общаться. Используйте это время, чтоб успокоиться, сосредоточиться и настроиться на озвученную тему;
  •  необязательно говорить все 40 секунд, которые отводятся на один ответ. Вы можете ответить 2–3 предложениями, но они должны раскрывать вашу мысль полно;
  •  правильно использовать грамматические конструкции, говорить отчетливо, правильно ставить ударения в словах, соблюдать логику повествования.

В 2023 году список элементов содержания, обязательных к усвоению на уровне А2, владение которыми должен продемонстрировать участник экзамена при выполнении задания 3:

  • Adjectives: comparative and superlative degrees
  • Adjectives and adverbs
  • Articles (when they change the meaning of the sentence)
  • Countable and uncountable nouns with much/many (How much / how many)
  • Countable nouns: the plural
  • Future actions (will, going to, Present Сontinuous)
  • Imperatives
  • Means of expressing preference: I prefer… / I’d prefer
  • Modals — can/could
  • Modals — have to
  • Modals — should
  • Modals — must
  • Passive voice (Present and Past Simple)
  • Present and Past Continuous
  • Present and Past Simple
  • Possessive case of nouns
  • Prepositions of time: on/in/at
  • Present Perfect
  • Pronouns
  • There + to be / It + to be  
  • Verb + ing: enjoy / like / hate / love doing
  • Verb + to infinitive: like / hate / love to do
  • Word order in statements and questions
Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Вопросы, которые попадались ученикам (задания 3 устной части):

  1. What are some of the places of interest in your region? Why should tourists see them? / Какие интересные места есть в вашем регионе? Почему туристам следует видеть их?
  2. Is it important to preserve historical places? Why or why not? / Важно ли сохранять исторические места? Почему или почему нет?
  3. What is your favorite place in your hometown? Why do you like it? / Какое твое любимое место в твоем родном городе? Почему оно нравится тебе?
  4. What sort of places will be interesting to people in the future? Why do you think so? / Какие места будут интересны людям в будущем? Почему вы так думаете?
  5. How can we make teenagers be more interested in the local culture? / Как мы можем повысить интерес подростков к локальной культуре?

Список типичных ошибок при ответе на вопросы электронного ассистента:

  • не было ответа совсем или ответ был неполным
    Например, в вопросе звучит: Why or why not? — а экзаменуемый не объясняет, почему.
  • ответ был неточным
    Например, звучит вопрос: What are teenagers interested in now? / Чем сейчас интересуются подростки? — экзаменуемый рассказывает только о своем хобби, не говоря об общих тенденциях и о подростках вообще.
  • ответ был не логичным (экзаменуемый не понял смысл вопроса)
  • дублировали ответы на предыдущие вопросы, вместо конструирования новых
  • использовали готовые шаблоны, а не рассуждали сами (например, фрагменты топиков из учебников)
  • допускали фактические или языковые ошибки
  • допускали неоправданные паузы, говорили отрывочно
  • отвечали не в той временной форме, в которой звучал вопрос
  • вставляли русские слова (считывается как недостаток лексического запаса)

Вот пример ошибок, которые приводит ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений):

  • Which sports do you and your friends particularly enjoy? / Какие виды спорта особенно нравятся тебе и твоим друзьям?
  • I like best of all football / Больше всего мне нравится футбол.

Ответ на вопрос не будет засчитан, так как экзаменуемый в ответе пропустил часть информации — у него спрашивали не только про него самого, но и про его друзей.

Точнее было бы ответить:

I like best of all football. Although many of my friends don't play it. They go to dances and especially love modern choreography / Больше всего мне нравится футбол. Хотя многие мои друзья не играют в него. Они ходят на танцы и особенно любят современную хореографию.

Еще один вопрос, который выделили педагоги в качестве сложного:

What is your favourite photo? Describe it / Какое твое любимое фото? Опиши его.

Ученики начинали подробно описывать фотографию, из-за чего вместе с объемом их речи увеличивался и объем допущенных ошибок — балл они не получили. ФИПИ отмечает, что тенденции последних экзаменов свидетельствует о том, что учащиеся все чаще стараются говорить бегло, упуская из внимания правильность речи (это касается не только иностранных, но и родного языка). В качестве рекомендации экзаменуемым предлагается говорить меньше, но чище.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Письменные задания

По данным ФИПИ в 2023 году ученики справились с письменными заданиями лучше, чем в 2022 году (70,33% против 69,86%).

Задание 38 — эссе-отчет — это задание повышенного уровня сложности (B2). Тем не менее, при должной подготовке особенных трудностей оно не вызовет. При написании важно учитывать те нюансы, на которые обращают внимание экзаменаторы при проверке эссе. Если учесть их и потренироваться на шаблонах, то даже ученик со средним знанием языка сможет набрать за него 12–13 баллов.

Первый и один из самых важных критериев оценивания эссе — РКЗ — решение коммуникативной задачи. Если за нее выставляется 0, то эссе дальше не проверяют, а значит получить за него хоть какие-то баллы уже не получится. Этот критерий оценивает общее содержание работы.

Важно обратить внимание на плагиат. Если текст в эссе на 30 и более процентов совпадает с каким-либо источником в Интернете, ученик получит 0.

  • ФИПИ: Текстуальным совпадением считается дословное совпадение отрезка письменной речи длиной 10 слов и более. Выявленные текстуальные совпадения суммируются, и при превышении ими 30% от общего числа слов в ответе работа оценивается в 0 баллов.
  •  Соблюдение объема слова
    Оптимальный вариант — 200–250 слов. Если их меньше 180, то эссе оценивается в 0 баллов, если больше 275, то оцениваются только первые 250. Тут важно помнить про нюансы. Например: Only 5 percent of people in the world love theater или Only 5% of people in the world love theater / Только 5 процентов населения в мире любят театр. Вы сообщили одну и ту же информацию, но 5 percent — засчитывается как два слова, а 5% — как одно. 
  • Соблюдение стиля речи
    В этом задании стиль письма должен быть ближе к нейтральному, так как эссе основывается на данных графиков и таблиц, предложенных в задании. Не следует использовать фразовые глаголы, идиомы, сленг и сокращения (эти знания можно продемонстрировать в задании 37 — письмо). Не забывайте делить текст по абзацам в соответствии с предложенным планом (bullet points).

Ряд типичных ошибок, которые допускают экзаменуемые:

I have gathered/collected the data / Я собрал данные
Эта ошибка связана с тем, что данные выпускник не собирал — ему их предоставили. Поэтому лучше сказать: I have found the data или что вроде этого.

Также в последних методических рекомендациях указано:

Он (экзаменуемый) должен понять предложенную ему коммуникативную ситуацию, а именно: он работает над определенным проектом и находит некие данные — результаты социологического опроса по определенной теме в указанной стране, которые далее описывает, проводит сравнение, анализирует.

Исходя из этого, баллы по организации текста (ОТ) могут снижаться, если ученик во вступлении не упоминает об опросе.

Вот пример удачного ответа
Today we all live in the age of technology. Smartphones have become an indispensable part of people’s lives. People in Zetland use their smartphones for different purposes. My project, which I am still working on, is aimed at finding out the ways of using smartphones. Results of some opinion polls are presented in the pie chart and I’m going to comment on the data.

Важно указать также, с каким видом данных вы работаете (таблица, диаграмма и т.п.).

Ошибки в средствах логической связи

Например: According to the pie chart, the majority of the respondents prefer… On the contrary, only 15% of the teenagers choose… / Согласно круговой диаграмме, большинство респондентов предпочитают… Напротив, только 15% подростков выбирают…

Экзаменуемый использует противопоставление, а круговая диаграмма дает ему перечисление данных. К таким же ошибкам относится употребление в подобных ситуациях слов: besides (кроме, помимо), moreover (кроме того, более того, сверх того), furthermore (более того, кроме того, к тому же), what is more (более того, вдобавок), also (также, тоже, к тому же). Дело в том, что эти слова разворачивают сказанные ранее аргументы: вводят новую линию аргументов или делает их неактуальными — таким образом, нарушается логика общего повествования.

Еще одна частая ошибка — использование Firstly (во-первых) без Secondly (во-вторых) далее по тексту. Такие логические ошибки учащиеся часто допускают и при письме на родном языке.

Демонстрация лексического запаса

При написании эссе не забывайте пользоваться синонимами. Например, вместо хороший — good, можно использовать:

Quality — высококачественный
Excellent — превосходный
Alpha plus — первоклассный
Great — отличный

Грамотное заключение

В этой части ЕГЭ в задании ученику важно сформулировать собственное мнение. Не использовать шаблонные связки, заготовленные фразы или призывы к действиям, а высказать, что конкретный человек думает по конкретному предложенному поводу к размышлениям. Не используйте такие фразы, как:

It’s common knowledge — это общеизвестно
It’s a well-known fact — это общеизвестный факт

Чтоб не допускать типичных ошибок и получить высокий балл на ЕГЭ по английскому языку, можно:

  • изучить рекомендации и разборы ФИПИ
  • разобрать задания прошлых лет
  • выучить необходимые речевые шаблоны (но не злоупотреблять ими)
  • тренировать навыки говорения (в том числе можно пользоваться голосовыми помощниками и искусственным интеллектом, чтоб снять стресс от диалога с электронным ассистентом)
  • работать над собственными ошибками
  • и, конечно, заниматься с преподавателем, получая и разбирая обратную связь.
Поделитесь в соцсетях:

Вам может быть интересно