Приложения для изучения программирования
Если вы хотите научиться программированию, то варианта лучше, чем курсы не найти. Но вместе с занятиями можно осваивать базовые навыки самостоятельно. Есть множество приложений для самых маленьких детей, и для тех, кто уже готов приступить к своему первому проекту. Преимущество приложений в их доступности: ребенок просто играет в дороге или дома, а заодно прокачивает свои знания в информатике. Это отличный вариант понять, насколько малыш увлечен IT-технологиями, а также прекрасная возможность дополнительно стимулировать интерес к основным занятиям.
LightBot
Возраст: Lightbot Jr. 4–8 лет; Lightbot — 9+
Игра для самых маленьких, развивающая логику. Придумал ее Дэнни Ярославский, студент из Канады. Многие специалисты отмечают, что при кажущейся простоте, головоломка позволяет освоить аспекты, необходимые в будущем для серьезных занятий программированием.
Ребенку нужно давать указания роботу, чтоб тот мог включать лампочки у себя на пути, прыгать, делать шаги. Это учит выстраивать простые алгоритмы и помогает ребенку освоить базовые навыки кодинга: процедуры, циклы, условные операторы. С этим приложением ребенок мощно прокачивает логику и развивает алгоритмическое мышление.
В программе есть простые уровни, доступные бесплатно, и более сложные, которые можно купить за дополнительную плату. Всего их 50 — для любителей головоломок любого возраста. Первые 20 можно пройти бесплатно в пробной версии, а остальные докупить по желанию.
Доступно: iOS, Android.
Пиктомир
Возраст: 4+
Игра, позволяющая детям изучить алгоритмы команд. С помощью пиктограмм ребенок собирает простую программу, чтоб управлять роботом на экране. Герои разных типов: одни зажигают фонари, другие ремонтируют космодромы, третьи двигают бочки с топливом. Читать текст или писать код тут не надо, интерфейс интуитивно понятен, поэтому справятся даже малыши. По умолчанию приложение доступно на русском языке, так как оно создано российскими разработчиками в РАН. Но при желании можно переключиться на английский.
Механика похожа на LightBot, только тут робот не включает лампочки, а закрашивает квадратики на игровом поле. Юные пользователи знакомятся с основами составления алгоритмов, развивают логическое мышление.ц
Доступно: iOS, Android, можно играть онлайн.
Scratch Junior
Возраст: 4–8 лет
ScratchJr — простейший язык программирования, разработанный специально для детей. Здесь есть все, чтоб увлечь малыша: яркие картинки, удобные блоки, интуитивный интерфейс. Он представляет собой графическую среду, в которой дети создают свои первые проекты и пишут код из цветных блоков, делают мультфильмы и сайты. В приложении во всех начинаниях ребенка будет сопровождать рыжий котенок, а если скачать версию для обучения на компьютер, главным героем будет инопланетянин Тик. Чтоб управлять персонажем, пользователю нужно перетаскивать и соединять блочные элементы, как в конструкторе LEGO.
Scratch открывает мир программирования для детей, учит креативности и повышает математические навыки.
Доступно: iOS, Android
Cargo-Bot
Возраст: 10+
Программа, бесплатно доступная в App Store, для обучения программированию для детей. Это первая игра, полностью запрограммированная на iPad, которая послужит ребенку как отличное развлечение, открывающее образовательные возможности. Это головоломка, в которой игрокам предстоит расставлять деревянные контейнеры, цель — сделать это за наименьшее число действий. Дети учатся давать простые команды и составлять циклы, по мере прохождения уровней сложность повышается (всего их 36, но на форумах игроки говорят, что есть еще 4 тайных, открывающихся дополнительно).
В интервью Fast Company разработчик Cargo-Bot Руи Виана отметил: «Я хотел создать игру, смысл которой — просто перемещать коробки по заводу. Забудьте, что на самом деле вы программист!»
Доступно: Android, iOS, есть веб-версия.
CodeMonkey
Возраст: 6–14 лет
Большая образовательная платформа. Многие учителя в разных странах используют приложение для обучения программированию и в других предметах. Обучение в игре построено модулями: в бесплатной пробной версии доступно 10 уровней, в платной их в два раза больше. Цель — помочь обезьянке собрать все бананы на поле. С каждым уровнем задания усложняются, но в начале программа дает подсказки. Дети получают серьезные навыки в графическом дизайне, кодировании, математике, а заодно подтягивают английский язык. Код доступен только на нем, а саму платформу можно адаптировать на русский. Играть можно на телефоне и на компьютере.
Создатель Code Monkey Радж Сидху из Бруклина сказал, что ему хотелось сделать приложение, похожее по формату на настольную игру: «Я хотел сделать что-то, во что могут играть дети, их родители, бабушки и дедушки. Однако при этом я хотел помочь детям через игру реализовать их способности к обучению».
Программа готовит детей к изучению кодов на языке Python.
Доступно на веб-версии.
Scratch
Возраст: 8+
Один из самых популярных языков программирования, который учит детей информатике. Дети просто перетягивают цветные блоки, похожие на кубики LEGO, в drag-n-drop — интерфейсе, чтоб создать команду или алгоритм для управления персонажами.
В Scratch можно придумывать собственные игры, простые мультфильмы и другие интерактивные проекты. Есть вариации более чем на 70 языках, в том числе английском и русском. Играя, ребёнок осваивает взаимосвязи, функции, различные алгоритмы и логические задачи.
Scratch разработан специалистами Массачусетского технологического института — одного из самых топовых технических заведений мира. Отдельно доступны материалы для учителей, доступ к которым бесплатен при регистрации на сайте.
Gamefroot
Возраст: 6+
Программа для создания видеоигр на основе блоков. Геймдизайн на платформе доступен даже для тех, кто раньше не имел опыта с кодами, потому что здесь они не понадобятся. Перетаскивая и соединяя блоки, как и в Scratch, пользователи создают собственные проекты — платформеры или бродилки. Есть доступные шаблоны: музыка, звуковые эффекты, ассеты.
Русскоязычной версии нет, но для понимания интерфейса достаточно и автоперевода.
Grasshopper
Возраст: 8+
С помощью небольших игр, забавных заданий и головоломок пользователи начинают осваивать JavaScript. Ребенка по маршруту проводит главный герой — кузнечик. Кроме практики, приложение от Google предлагает изучить теоретические блоки, чтоб узнать, как создаются коды. Проекты пользователей оцениваются в реальном времени, они сразу получают обратную связь, получают рекомендации и награды.
Swift Playgrounds
Возраст: 8+
Бесплатное приложение на английском, разработанное специально для детей. Маленькие пользователи изучают Swift с помощью коротких уроков и интересных задач. Дети узнают, что такое код, компиляция, команда в форме увлекательной видеоигры, быстро понимая, насколько его увлекают IT-технологии.
CodeCombat
Возраст: 10+
Игра в жанре фэнтези, позволяющая выучить JavaScript и Python. Здесь дети используют код в полную силу. Переходя от уровня к уровню, пользователи выполняют простые задачи. Например, нужно найти гриб, чтоб победить людоеда, выбраться из темницы и т.д. Ребенок будет управлять настоящим волшебником, а вместо магических заклинаний у него — команды JavaScript и Python. CodeCombat в форме геймификации дает детям понять основы кодирования, развить критическое и алгоритмическое мышление.
«Это очень креативный и захватывающий способ для обучения программирования через игру» , — отметил Джейсон Бэттлс, профессор Алабамского университета.
TL;DR
Возраст: 12+
Разработка tldr — сокращение от Too Long; Didn’t Read (слишком длинно; не читал). Она представляет собой сборник упрощенных и создаваемых man-страниц. Это библиотека из markdown-файлов — альтернативных справочных материалов для консольных утилит. Разработка позволяет понять, что делает фрагмент кода на английском. Плагин поддерживает практически все популярные языки программирования.
Kodu Game Lab
Возраст: 6–9 лет
Kodu Game Lab разработан специально для детей. С ним они могут разрабатывать собственные 3D-игры и анимированные трехмерные сцены, даже если у них совсем нет опыта в кодировании. Это полностью бесплатная программа, интерфейс можно перевести на русский. Пользователи познакомятся с алгоритмами, логическими конструкциями, функциями и прочими IT-концепциями для начинающих.
Tynker
Возраст: 4+
Полноценная образовательная платформа, на которой ребенок может освоить азы разных языков программирования: JavaScript, Python, HTML и CSS. На ней более 2000 игр на английском, но многие из них понятны интуитивно. Кроме того, платформа предоставляет доступ к урокам и интерактивным заданиям, с помощью которых дети создают собственные игровые и мультимедийные проекты.
Box Island
Возраст: 5–10 лет
Игра для гаджетов в жанре сторителлинга. В начале дети узнают преамбулу сюжета: герои потерпели крушение на воздушном шаре и оказались на необитаемом острове. По ходу игры маленькие пользователи должны справляться с испытаниями и преодолевать опасности, за что им будут начисляться звезды. Ребенок тренирует логику, внимание, узнает, что такое последовательности, циклы и другие концепции кодинга. Бесплатно доступны первые 10 уровней.
Первые 10 уровней можно скачать бесплатно на iOS.
Итак, всего 15 минут в день с гаджетом в руках помогут ребенку развить логику, память и математические способности. Конечно, он не станет программистом сразу же, но получит массу полезных навыков. К тому же, любая дорога начинается с первого шага. Мы выбрали топ самых известных приложений, но индустрия не стоит на месте и развивается — каждый день вы можете открывать что-то новое.
Сейчас лучшее время для того, чтоб изучать кодинг. Дети могут пользоваться сайтами, приложениями, книгами, обучаться на курсах — современный мир предлагаем им множество возможностей. Ребенок может начать постигать азы программирования с 4 лет, используя известные игры — такие, как Minecraft и Roblox. Дети постарше уже могут осваивать Scratch и Python. Неважно, на каком этапе ребенок начнет открывать этот мир для себя — в нем всегда будет возможность для творческой самореализации.
Даже, если в будущем ребенок не выберет IT-сферу для своей профессиональной деятельности, он получит огромное преимущество во взрослой жизни. Цифровая грамотность, критическое мышление, креативность — лишь малая часть того, что развивают занятия программированием.
Кен Голдберг, профессор из Беркли, так говорит о раннем обучении детей информационным технологиям: «Формируется ошибочное мнение, что изучение кодирования — ответ на все вызовы будущего. Человечеству совершенно не нужно, чтобы каждый понимал, как писать на Python. Просто у всех должно быть понимание, в чем машины хороши, а в чем нет — это следует понять каждому».