Навыки критического мышления у детей: упражнения и советы

Обновлено:
В мире развитых цифровых технологий дети каждый день сталкиваются с огромным объемом информации. Разговаривают ли они в классе с учителями и сверстниками, играют ли в парке с друзьями или сидят дома в Интернете: детям нужно анализировать и оценивать полученную информацию, формулируя свое мнение. В блоге UFirst рассказываем, о важности критического мышления для детей, играх и упражнениях для его развития.
Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Что такое критическое мышление и зачем оно нужно ребенку?

Критическое мышление — способность представлять, анализировать и оценивать информацию, определяя ее обоснованность и формулируя на ее основе свое мнение. Дети, умеющие мыслить аналитически, лучше ориентируются в большом объеме информации, понимают идеи и людей. Они легко оценивают, с кем стоит дружить, а с кем — нет. Могут вовремя почувствовать потенциально опасные ситуации.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Системное мышление помогает ребенку определить проблему, разбить ее решение на маленькие шаги с помощью логических рассуждений. Развитие критического мышления для детей — способность устанавливать неочевидные связи, совмещать идеи из разных дисциплин, что ведет к раскрытию творческого потенциала, креативности, умению думать инновационно.

Дети, мыслящие алгоритмически, не пассивно усваивают знания, а активно изучают информацию. Они умеют задавать правильные вопросы, настойчиво добиваться дополнительных сведений для того, чтобы сложить объективную картину и рационально анализировать ситуацию.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Навыки рефлексивного мышления люди используют каждый день с раннего возраста — от поиска решения головоломки до выбора кратчайшего маршрута в школу. В книге «Разум в процессе становления: семь основных жизненных навыков, необходимых каждому ребенку» Эллен Галински пишет, что естественное любопытство ребенка помогает заложить основу критического мышления. Активная мыслительная деятельность требует воображения и любознательности. Получая новую информацию, дети думают, как она соотносится с тем, что они уже знают, меняет ли она их представления о том, что они до этого считали правдой. Проще говоря, критическое мышление — это способность принимать верные решения.

Упражнения для развития критического мышления у детей

Системное мышление — это любопытство, гибкость, широкий кругозор и открытость новым идеям. Родители могут помочь детям сформировать аналитические навыки, поощряя их стремление к знаниям и любознательность. Логическое, рациональное и творческое познание дает детям инструменты для решения проблем, принятия обоснованных решений и эффективного общения, что позитивно сказывается на академической успеваемости и частной жизни.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Чтобы поддержать развитие в этих областях, предлагайте малышам упражнения на критическое мышление для детей. Они стимулируют познавательный потенциал, укрепляя при этом внутрисемейные связи. Совместные развлечения: сборка конструкторов и бумажных моделей, собирание пазлов, настольные игры — стимулируют аналитические навыки.

Настольные игры, развивающие рефлексивные умения:

  • «Развивариус» 0+
  • Brainy Trainy 8+
  • «Элементарно» 10+
  • «Тайны Аркхэма» 13+
Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Кстати, старые-добрые шашки, шахматы, нарды и даже простой «Морской бой» - тоже полезные занятия для развития логического мышления.

Критическое мышление — задания для детей:

Сортировка и сопоставление

Возраст: 3-6 лет

Предлагайте детям игры на сортировку и сопоставление разных предметов по определенным признакам. Группируя игрушки или предметы домашнего обихода на основе отличительных признаков: цвет, размер, форма или назначение — дети учатся распознавать закономерности и категории. Упражнение улучшает внимание, логику и способности к рассуждению.

Активное чтение

Подходит для любого возраста.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Читайте книги на разные темы с разными персонажами. Во время чтения обсуждайте с ребенком ситуации из книг — что произошло, почему, когда, где? Как герои еще могли бы повести себя в этой ситуации? Спрашивайте, как им кажется, что произойдет дальше. После чтения поделитесь выводами об истории, предложите ребенку написать сочинение.

Безоценочные обсуждения

Подходит для любого возраста.

Расширяйте кругозор ребенка: ходите вместе в музеи, театры, смотрите картины в книгах и Интернете. Обязательно обсуждайте увиденное по принципу «Вижу — думаю — удивляюсь». Упражнение состоит из трех этапов:

  • Внимательное изучение произведение искусства
  • Размышление о своих наблюдениях: что вы увидели, какие чувства это вызвало?
  • Что привлекает в этом произведении? Что еще хочется узнать в связи с ним?

Работая с группой детей, можно предложить им устроить дебаты. Выберите дискуссионную тему, в которой школьники разбираются, пусть они высказывают аргументированные мнения. 

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Если вы сходили с ребенком в театр, попробуйте такой метод обсуждений:

  • Предложите ребенку вспомнить (можно даже закрыть глаза), какая сцена запомнилась ему больше всего, что он первым делом видит, думая о спектакле?
  • Что ему не понравилось? Почему? Какие эмоции он испытывает, в связи с этим?
  • А что понравилось?
  • Что бы он хотел изменить в спектакле, что добавить?
  • Как он оценивает поступки героев? Как ему кажется могли бы они вести себя иначе? Как бы тогда поменялась история?
Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

«Гамруль»

Возраст: 10+

«Гамруль» еще называют «Интеллектуальной завалинкой» и даже «Надуваловкой». Суть игры в написании фейковой энциклопедической статьи. Ведущий предлагает малоизвестный термин, лексическое значение которого никто из игроков не знает. Задача участников — написать объяснительную статью, подражая научному стилю. В финале ведущий зачитывает все получившиеся варианты, а также настоящую энциклопедическую статью. Дети пытаются угадать, какая из статей — правда, а какие — ложь.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Ассоциативные цепочки

Возраст: 6+

Ведущий называет слово, а участникам нужно придумать к нему ассоциации — те, что первыми приходят в голову. На втором этапе дети называют ассоциации к понятиям первого ассоциативного ряда. И так 5 раз. В конце участники сопоставляют исходный предмет с ассоциациями 5 ряда, пытаясь объяснить связи между ними. Игру можно усложнить: кроме объяснения, дети придумывают новые объекты, совмещая первый предмет с последними ассоциациями.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Критическое мышление — один из спутников успешной жизни. Оно позволяет детям думать о своих поступках, заранее анализируя их последствия. Это уберегает их от многих опасностей и неудач. Развитые логика, креативность, умение мыслить аналитически обеспечивают ребенку академические и личные успехи.

Поделитесь в соцсетях:

Вам может быть интересно