Может ли быть так, что у ребенка нет способностей к языку
Если кто-то говорит, что на свете есть методика обучения английскому языку, которая 100% эффективна для всех детей, то скорее всего, ваш собеседник — не самый квалифицированный специалист. Залог успешного освоения языка — всегда комбинация разных методик.
Многие родители, прошедшие через неудачный опыт освоения иностранного языка ребенком, приходят к выводу, что их чаду просто не дано. Сразу скажем, это миф. Если человек говорит на своем родном языке, то он сможет говорить и на иностранном. Если в школьном журнале напротив строки «Английский язык» у ребенка красуется лебединое озеро, то скорее всего ему просто не подходит школьная программа, педагог или банальное отсутствие индивидуального подхода.
Что такое «язык»?
Язык — это сложная знаковая система, включающая фонетические, лексические и грамматические средства, помогающие выражать мысли, чувства, идеи. Язык неразрывно связан с областью социального: с человеческим общением, привычной репрезентацией мира. Освоение родного языка начинается с умения слушать и воспроизводить чужую речь — навык говорения человек приобретает неосознанно.
Иностранный язык — это область осознанного обучения. Владение языком одинаково доступно и гуманитариям, и людям с техническим складом ума, потому что процесс речи требует работы обоих полушарий мозга. Правое полушарие мозга отвечает за словарный запас и его расширение, а левое — за изучение грамматики. Так что ребенку может быть легче воспринимать английский язык через разные методы — тут универсального рецепта нет.
В чем разница между изучением родного и английского языка?
Изучение английского языка отличается от того, как ребенок осваивает родной. Родной язык он слышит повсюду, слышит разговорную речь, начинает ее воспроизводить, его поправляют — в общем, медленно, но верно, методом проб и ошибок ребенок начинает говорить на своем языке, а уже ближе к школьному возрасту осваивает чтение и письмо. А что с английским? В школе его начинают учить с алфавита, то есть естественный процесс нарушается, да и языкового контекста нет.
Даже не умеющий читать и писать человек может свободно говорить на родном языке. При изучении иностранного языка ребенку приходится сразу пользоваться предложениями, опираясь на освоение новой лексики и грамматических конструкций.
Согласно различным исследованиям, в школьной программе не хватает именно разговорной практики, которая способна задействовать привычное, обусловленное природой, освоение иностранного языка. Поэтому проблемы, с которыми сталкиваются дети при изучении английского языка, никак не связаны с их способностями и талантами. Около 6—15% людей действительно имеют способность к изучению любых иностранных языков как определенной знаковой системы. Остальные просто могут выучить язык на высоком уровне при выборе подходящей именно им методики.
Что такое лингвистические способности?
Лингвистические способности есть у всех людей без неврологических и психических нарушений. Способности к языкам заложены природой: максимально они проявляются в детском возрасте, с возрастом ухудшаются, но никогда не исчезают полностью. Так что базовые способности есть у всех, а что можно отнести к набору выше среднего?
- Общие интеллектуальные способности: память, логика, скорость обработки информации
- Непосредственно языковые способности (грамматическое чувство, семантическая память)
- Приобретенные особенности (лингвистический опыт, личностные черты и опыт)
Как тренировать языковые способности?
1. Память
Существует много типов памяти и все они так или иначе задействованы в изучении английского языка. Чтоб развить память ребенка помогут следующие методы:
- настольные игры типа «Мемо» или «Найди отличие»;
- пересказ книг и фильмов;
- сочинительство историй;
- ментальная арифметика
2. Слух
Слух помогает различать оттенки звуков в потоке речи, запоминать интонации и мелодику речи, воспроизводить их.
- обращайте внимание на звуки вокруг;
- слушайте разную музыку;
- учитесь играть на музыкальных инструментах
3. Логика
В изучении языка больше всего помогает индукция — умение распространять частное на общее, находить и использовать паттерны.
- решение ребусов и логических задач;
- шахматы, шашки, морской бой и подобные игры;
- занятия математикой
4. Грамматическое чутье
Интуитивные реакции человека, связанные с способностью быстро понимать систему языка, правильно ставить ударения, грамотно писать. Умение быстро находить подобное и применять в аналогичных ситуациях.
- чтение
- развитие зрительной памяти с помощью настольных игр
- смотрите видео и слушайте подкасты на английском
- чаще общайтесь с носителями языка и просто говорите по-английски
5. Лексическое чутье
Способность осваивать лексику языка, умение проводить параллели с другими языками, уметь использовать слова в правильном контексте.
Кроме чтения, в повышении лексического чутья помогают занятия музыкальной ритмикой.
Лингвистические способности определяются генетикой, но их можно и нужно развивать. Каждый человек способен развить их до определенного предела, чтоб изучение языков давалось легче и проще. Главное, не отчаиваться и помнить, что с хорошим педагогом и правильно подобранной методикой, при регулярных занятиях и должном старании вы сможете свободно говорить на английском языке.