Может ли быть так, что у ребенка нет способностей к языку

Обновлено:
Язык — это то, что связывает людей между собой, позволяет им выражать свои мысли, чувства и идеи. Изучение второго языка — это не просто синтаксис и грамматика, это возможность окунуться в другой мир и культуру. Может ли быть так, что у ребенка нет способностей к языку? Ответим в нашей статье
Freepik
Freepik

Если кто-то говорит, что на свете есть методика обучения английскому языку, которая 100% эффективна для всех детей, то скорее всего, ваш собеседник — не самый квалифицированный специалист. Залог успешного освоения языка — всегда комбинация разных методик.

Многие родители, прошедшие через неудачный опыт освоения иностранного языка ребенком, приходят к выводу, что их чаду просто не дано. Сразу скажем, это миф. Если человек говорит на своем родном языке, то он сможет говорить и на иностранном. Если в школьном журнале напротив строки «Английский язык» у ребенка красуется лебединое озеро, то скорее всего ему просто не подходит школьная программа, педагог или банальное отсутствие индивидуального подхода.

Что такое «язык»?

Язык — это сложная знаковая система, включающая фонетические, лексические и грамматические средства, помогающие выражать мысли, чувства, идеи. Язык неразрывно связан с областью социального: с человеческим общением, привычной репрезентацией мира. Освоение родного языка начинается с умения слушать и воспроизводить чужую речь — навык говорения человек приобретает неосознанно.

Иностранный язык — это область осознанного обучения. Владение языком одинаково доступно и гуманитариям, и людям с техническим складом ума, потому что процесс речи требует работы обоих полушарий мозга. Правое полушарие мозга отвечает за словарный запас и его расширение, а левое — за изучение грамматики. Так что ребенку может быть легче воспринимать английский язык через разные методы — тут универсального рецепта нет.

Freepik
Freepik

В чем разница между изучением родного и английского языка?

Изучение английского языка отличается от того, как ребенок осваивает родной. Родной язык он слышит повсюду, слышит разговорную речь, начинает ее воспроизводить, его поправляют — в общем, медленно, но верно, методом проб и ошибок ребенок начинает говорить на своем языке, а уже ближе к школьному возрасту осваивает чтение и письмо. А что с английским? В школе его начинают учить с алфавита, то есть естественный процесс нарушается, да и языкового контекста нет.

Даже не умеющий читать и писать человек может свободно говорить на родном языке. При изучении иностранного языка ребенку приходится сразу пользоваться предложениями, опираясь на освоение новой лексики и грамматических конструкций.

Согласно различным исследованиям, в школьной программе не хватает именно разговорной практики, которая способна задействовать привычное, обусловленное природой, освоение иностранного языка. Поэтому проблемы, с которыми сталкиваются дети при изучении английского языка, никак не связаны с их способностями и талантами. Около 6—15% людей действительно имеют способность к изучению любых иностранных языков как определенной знаковой системы. Остальные просто могут выучить язык на высоком уровне при выборе подходящей именно им методики.

Freepik
Freepik

Что такое лингвистические способности?

Лингвистические способности есть у всех людей без неврологических и психических нарушений. Способности к языкам заложены природой: максимально они проявляются в детском возрасте, с возрастом ухудшаются, но никогда не исчезают полностью. Так что базовые способности есть у всех, а что можно отнести к набору выше среднего?

  • Общие интеллектуальные способности: память, логика, скорость обработки информации
  • Непосредственно языковые способности (грамматическое чувство, семантическая память)
  • Приобретенные особенности (лингвистический опыт, личностные черты и опыт)

Как тренировать языковые способности?

1. Память

Существует много типов памяти и все они так или иначе задействованы в изучении английского языка. Чтоб развить память ребенка помогут следующие методы:

  • настольные игры типа «Мемо» или «Найди отличие»;
  • пересказ книг и фильмов;
  • сочинительство историй;
  • ментальная арифметика

2. Слух

Слух помогает различать оттенки звуков в потоке речи, запоминать интонации и мелодику речи, воспроизводить их.

  • обращайте внимание на звуки вокруг;
  • слушайте разную музыку;
  • учитесь играть на музыкальных инструментах
Freepik
Freepik

3. Логика

В изучении языка больше всего помогает индукция — умение распространять частное на общее, находить и использовать паттерны.

  • решение ребусов и логических задач;
  • шахматы, шашки, морской бой и подобные игры;
  • занятия математикой

4. Грамматическое чутье

Интуитивные реакции человека, связанные с способностью быстро понимать систему языка, правильно ставить ударения, грамотно писать. Умение быстро находить подобное и применять в аналогичных ситуациях.

  • чтение
  • развитие зрительной памяти с помощью настольных игр
  • смотрите видео и слушайте подкасты на английском
  • чаще общайтесь с носителями языка и просто говорите по-английски

5. Лексическое чутье

Способность осваивать лексику языка, умение проводить параллели с другими языками, уметь использовать слова в правильном контексте.

Freepik
Freepik

Кроме чтения, в повышении лексического чутья помогают занятия музыкальной ритмикой.

Лингвистические способности определяются генетикой, но их можно и нужно развивать. Каждый человек способен развить их до определенного предела, чтоб изучение языков давалось легче и проще. Главное, не отчаиваться и помнить, что с хорошим педагогом и правильно подобранной методикой, при регулярных занятиях и должном старании вы сможете свободно говорить на английском языке.

Поделитесь в соцсетях:

Вам может быть интересно