Как менялся образ принцессы в массовой культуре?

Обновлено:
Диснеевские принцессы, супергероини, злодейки, прекрасные принцы и нелепые разбойники: из мультфильмов дети впервые узнают о ролевых моделях, которые существуют в обществе. Мультфильмы становятся отражением своего времени и тех стереотипов, которые для него характерны. Посмотрим, как менялся женский образ в массовой культуре и какой эволюционный путь прошли принцессы за последнее столетие.

«Белоснежка и семь гномов» (1937)

Первый полнометражный анимационный фильм студии Уолта Диснея. Немного изменив сюжет братьев Гримм, Дисней создал романтическую сказку с веселой музыкой и счастливым концом. С Белоснежки начинается тенденция изображения девушек в беде — домашних тихонь. Белоснежка заботится о семи гномах: моет посуду, убирает, готовит, фактически выполняя материнские функции — и эта роль ее совсем не смущает. Она наивна и доверчива, убегает от Королевы в лес, не пытаясь дать отпор самостоятельно. Белоснежка мечтает о любви, она поет: “Хочу я, чтоб принц ко мне явился”. Когда же принц действительно является и спасает ее от гибели, она в смущении прячется от него. Принц влюбляется в Белоснежку только из-за ее красоты: они виделись всего лишь один раз в жизни и просто не успели узнать друг друга. 

Белоснежка не выступает двигателем сюжета, события разворачиваются помимо ее воли, она постоянно нуждается в спасении: ее судьба зависит то от гномов, то от охотника, то от малознакомого принца. 

Внешне она напоминает другую мультипликационную героиню 1930-х годов — Бетси Буп: молодая девушка с белой кожей, румяными щеками, алыми губами и кротким взглядом. Белоснежка нравится всем и в этом видит свое предназначение: перед сном она молится, чтоб ее полюбил гном Ворчун, демонстрирующий к ней откровенное пренебрежение. Однако Белоснежка добивается его расположения своими добротой и терпением. 

Белоснежка — общественный идеал предвоенных лет, периода возвращения к традиционным ценностям. Она милая безропотная женщина, ориентированная на роль жены и домохозяйки. Красота — ее главное достоинство, благодаря которому она получает любовь, признание и возможность реализации.  

«Золушка» (1950)

Основываясь на сказке братьев Гримм, Дисней идеализирует классический сюжет «из грязи в князи». «Золушка» продолжает тенденции «Белоснежки» — романтических историй с музыкой и милыми зверушками. Золушка живет в дисфункциональной семье, фактически застряв в принудительном рабстве, но умудряется находить маленькие радости в домашних хлопотах, оставаясь милой и приветливой. Она мечтает о счастье и возможности вырваться из дома, но, как и Белоснежка, она ждет спасения: “Возможно однажды я встречу любовь и мечту”. Как и ее предшественница, Золушка демонстрирует почти религиозное смирение с обстоятельствами: она принимает мир таким, какой он есть, но не перестает надеяться на лучшее. Выходом из положения и счастливым концом для Золушки становится встреча с принцем. Он сражен ее красотой — и этого оказывается достаточным основанием для его любви. В финале героиню ждет удачное замужество, что полностью соответствовало социальным взглядам о важности семьи, а также о браке как возможности изменения социального положения. 

«Спящая красавица» (1959)

Женщины в США конца 1950-х не принимали активного участия в политической жизни. Мало, кто из них имел высшее образование, а идеалом по-прежнему оставалась жена и мать. Новая диснеевская героиня Аврора следует той же формуле, что и ее предшественницы. Красивая юная девушка с большими глазами, тонкой женственной фигурой и светлыми волосами. Красота — большая ценность, преподнесенная ей феями как дар. Мечтает героиня тоже о любви — она ей снится и своими видениями Аврора делится с лесными друзьями. “Он высокий, красивый, такой романтичный!” — описывает свой идеал девушка. Попав под проклятие, снять которое может только «поцелуй истинной любви», Аврора становится заложницей этой любви — от нее буквально зависит вся ее жизнь. Именно мужчина берет на себя ответственность и заботится о хрупкой и беспомощной женщине.

В современном ремейке мультфильма, «Малифесенте» (2014), акцент с романтических отношений смещен на семейные: Малифесента спасает крестницу сама с помощью родительских чувств и глубокой привязанности, формировавшейся годами.  

«Русалочка» (1989)

В 1966 году скончался Уолт Дисней, поменялась не только его корпорация, но и мир вокруг. Между Авророй и Ариэль, четвертой диснеевской принцессой, прошло 30 лет. Ариэль — героиня своего времени, своенравная бунтарка, жаждущая приключений. Она первая диснеевская принцесса, идущая против правил, борющаяся за свою мечту с отцом, обществом и злой ведьмой Урсулой. Ариэль — первая принцесса, у которой есть какое-то хобби, помимо обустройства домашнего очага. Она собирает предметы человеческого быта и испытывает большой интерес к этому неведомому миру, в побеге в который видит спасение от гиперопеки отца. Правда мечта героини все еще связана с прекрасным незнакомцем, ради которого она даже готова лишиться голоса, лишь бы получить пару ног и иметь возможность быть с любимым: “Прочь все мечты, есть только ты в мире моем!”

Тем не менее Ариэль — первая диснеевская героиня, положившая начало тенденции к тому, чтобы девушка вышла за рамки предназначенной для типичной принцессы жизни. Она самостоятельно предпринимает ряд самоотверженных действий на пути к своей мечте: выплывает на поверхность, забирается на корабль, затем спасает принца Эрика из кораблекрушения, и в конце концов, проявляет инициативу в отношениях, уже оказавшись в человеческом мире. Она даже применяет физическую силу к злой ведьме Урсуле, чего принцессы до нее себе никогда не позволяли. Женщина теперь может быть не просто красивой тихоней, но инициативной и смелой. 

«Алладин» (1992)

Через три года после Ариэль на экраны выходит история про восточную красавицу Жасмин — первую принцессу people of color — представительницу “не белых” народов. Несмотря на то, что мультфильм назван именем Алладина, а самым запоминающимся персонажем стал Джинн, образ Жасмин не менее важен. 

Она — первая принцесса с не европейской внешностью, а также первая, отдавшая свое сердце простому парню не благородного происхождения. Ей претит мысль о браке без любви, к которому ее принуждают, и Жасмин сбегает из дворца: “Я не могу прожить жизнь по чужой указке”. 

Жасмин — героиня нового поколения, она уже не обязана быть хорошей девочкой для всех. Она не пассивный персонаж, а самостоятельная личность: резкая, решительная, самодостаточная — и в связи с этим весьма далекая от мусульманского идеала женщины тех лет. В отношениях с Алладином Жасмин занимает лидирующую позицию и, несмотря на то, что принцесса конвенционально красива и умеет своей внешностью пользоваться, ценится она еще и за ум. 

«Покахонтас» (1995)

Еще одна принцесса people of color, имеющая к тому же реальный прототип. Покахонтас — дочь индейского вождя, во многом продолжающая линию Жасмин. Она достигла совершеннолетия и по законам должна выйти замуж. Кокум — первый воин племени и образец маскулинности, однако Покахонтас его не любит. Впервые героиня задумывается о том, чтоб найти свой путь и понять, кем она является — здесь впервые появляется тема самоопределения и установка на рефлексию. Покахонтас — первая из диснеевских принцесс, в друзьях у которой — другая девушка, а не милый зверек. Углубляется и любовная линия: отношения принцессы с английским колонизатором Джоном Смитом носят не просто романтический, но и межэтнический характер. Покахонтас хочет разрешить межнациональный конфликт между индейцами и белыми — она решает не личные, а глубокие общественно-политические вопросы, отстаивая свою культуру, свой народ и свои земли. Однако в финале мультфильма нет традиционной счастливой свадьбы, Покахонтас отрекается от любви ради своего племени и своей идентичности. Любовь перестает быть главным счастьем для женщины, важнее оказывается возможность оставаться собой. 

«Мулан» (1998)

В основу мультфильма легла средневековая китайская баллада о Хуа Мулань — женщине, вступившей в ряды армии вместо своего престарелого отца. Впервые в диснеевском фильме проблемы гендерных ролей вышли на первый план: Мулан живет в обществе, где женщинам предписано быть тихими, почтительными женами и рожать мужу детей (желательно сыновей). Решение Мулан пойти на войну вместо отца настолько дерзкое, что даже духи предков в родовом храме собираются, чтобы помочь героине. Мулан не нуждается в спасении, ей не нужна помощь прекрасного принца, она полна решимости в своей борьбе, но не за любовь, а за честь семьи. Она задумывается о своем предназначении и ищет собственный путь. «Мулан» — предвестница эмансипации диснеевских героинь. Она показала, что принцесса может быть не только женственной, но и воинственной. Заметна и эволюция во внешней привлекательности принцесс, да и вообще в отношении к стандартам красоты. Как сказал один из художников диснеевских фильмов Глен Кин: "Ты не можешь притвориться мужчиной в армии, если у тебя фигура, как у Барби!" — этим объясняется чуть менее женственный силуэт Мулан и более угловатая по сравнению с предшественницами пластика. Мужской мир зрители видят глазами героини: мужчины кажутся ей агрессивными и непривлекательными. Попадая в беду, героиня горюет не по внешним обстоятельствам, а по себе самой: она переживает, что не могла доказать, что на что-то годится, и подвела семью. 

Еще одна особенность мультфильма в переодевании мужчин в женщин: Яо, Линг и Чьен-По переодеваются в наложниц, чтоб проникнуть во дворец. Но, как Мулан не теряет своей женственности в мужском наряде, так и они не теряют маскулинности, примеряя женский костюм. 

«Шрек» (2001), «Шрек-2» (2004) и «Шрек-3» (2007)

Шрек, огромный зеленый огр, читает книгу со сказкой о прекрасной принцессе, ждущей не менее прекрасного принца, который убьет дракона, спасет ее из заточения и подарит ей тот самый поцелуй истинный любви. “Хаха, поверил. Ну и бредятина”, — с такими словами Шрек вырывает страницу и подтирается ей же. «Шрек» — ответ DreamWorks Animation студии Disney, злая ирония над канонами, на которых десятилетиями строилась корпорация Уолта Диснея. В классической сказке — всегда архетипы, типажи, без детальной психологии. «Шрек» же — мультфильм о самопознании, о том, как сложно преодолевать себя, бороться с собственными страхами и принять себя и других со всеми изъянами и несовершенствами. “Шрек” не просто отражает свое время, он опережает тренды на многие годы: тут и cultural diversity и лозунг My body My choice

Фиона — совершенно новая принцесса. Она владеет карате и знает, что “одинокая девушка должна уметь постоять за себя”. При этом с самого начала Фиона стремится к традиционной для принцессы жизни, ее проблема в том, что она сама не вписывается в конвенциональные представления о принцессе: “Красотка днем, в ночи урод, и так за годом в год, пока поцелуй любви вид истинный вернет”. Днем Фиона красива, как все традиционные диснеевские принцессы: она стройна, светлокожа, — но у нее есть тайна, которую она не желает в себе принимать. Поцелуй истинный любви не дает ей возможности стать канонической красоткой в формате 24/7, он дает ей гораздо больше — принятие своих особенностей, того, что она в себе не любила и чего стыдилась. Ради союза со Шреком, она принимает навсегда образ огра — теперь она не так стройна, кожа позеленела, но для Шрека она остается самой лучшей. Примечательно, что Фиона до сих пор остается единственной мультипликационной принцессой с талией значительно больше, чем у классической куклы Барби (хотя и у нее есть вариации на тему plus size). 

Фиона, несмотря на свою не каноническую внешность, проявляет себя как настоящая мудрая жена, заботливая многодетная мать и верная спутница жизни. Она проходит вместе с мужем через все трудности семейной жизни, которые неизбежно следуют за романтическим влечением, сохраняя любовь и уют семейного очага. 

«Рапунцель. Запутанная история» (2010)

Новая экранизация истории братьев Гримм о девочке, запертой в башне. Студия Диснея заходит на территорию цифровой анимации, попутно возвращая тенденцию к классическим сказкам: в центре сюжета снова конфликт мачехи и падчерицы, а решительность принцессы связана с появлением в ее жизни мужчины.

Мачеха Рапунцель, Готель, добивается полной власти над падчерицей: под видом заботы она изолирует ее от мира, запирает в башне и взращивает в ней комплексы. Задача Рапунцель — избавиться от гнета психологического насилия и от диктата мачехи. Она мечтает повзрослеть и тяготеет к свободе: “Когда же жить я смогу начать?” Покинуть башню она решается вместе с веселым разбойником Флинном Райдером. Каждый шаг героини — преодоление страха перед внешним миром. Рапунцель справляется сама с собой, она не только борется со страхами и комплексами, но и осмысляет их. Ее дорога — это дорога к себе. Пройдя через сюжетные перипетии, Рапунцель осознает, что она смелая, храбрая и сильная, а матушка Готель все время ее обманывала. Рапунцель отстаивает свои границы, сначала в отношениях с Флинном, а потом и с мачехой: “Я не перестану бороться”, — заявляет она Готель. 

Акцент здесь смещается с красоты внешней на красоту внутреннюю. Сила Рапунцель — в ее волшебных волосах, а матушка все время говорит, что она некрасива и не сможет привлечь мужчину. Однако Флинн никогда не дает оценок внешности своей подруги, а в финале и вовсе отрезает ее прекрасные волосы, чтобы освободить Рапунцель от гнета мачехи. Флинн любит Рапунцель не за красоту, он любит не первое впечатление о ней, а ее саму — ту, кем она является на самом деле. 

«Храбрая сердцем» (2012)

Мультфильм совместного производства Disney и Pixar (кстати, первый для Pixar полнометражный фильм, режиссером которого стала женщина), рассказывающий о принцессе викингов Мериде — девочке, выросшей среди мужчин. Она умная, независимая и волевая, обожает стрельбу из лука, фехтование и восхождение на отвесные скалы. У Мериды огромная копна рыжих кудрей, круглое лицо, уверенный взгляд. Она не милашка с вечной улыбкой на лице, а немного boyish девочка в отнюдь не бальном платье. В 2013 Дисней совершает попытку подогнать Мериду под свой излюбленный типаж: наряжают ее в пышное платье, наносят макияж, делают укладку, — и сталкивается с резкой критикой и неприятием публики.

Королева Элионор ждет, что дочь будет вписываться в представления о канонической принцессе, но Мерида отказывается быть кем-то, кроме себя. Поссорившись с матерью, девочка сбегает в лес, не думая, что ее поступок приведет к серьезным последствиям. Это не первая ошибка диснеевских героинь, но первая, когда героиня осознает, что натворила, и самостоятельно пытается все исправить. Мерида — самая мужественная из диснеевских героинь. Если Мулан идет на мужской образ жизни по необходимости, то Мериде он нравится.

«Храбрая сердцем» не сосредотачивается на романтике, а рассказывает об отношениях матери и дочери и восстановлении разорванной связи между ними. Мужчины в мультфильме бесконечно воюют и выясняют отношения, они агрессивны и не слишком умны, не способны решать проблемы зрело и бережно. Мерида отмечает в себе и маскулинные, и феминные черты: ей необязательно быть стопроцентной леди, она наследует мудрость матери и силу отца. Мерида показывает, как далеко продвинулся Дисней в изображении женских персонажей: теперь принцессы не ищут любовь, они следует за мечтой.

«Холодное сердце» (2013) и «Холодное сердце – 2» (2019)

В центре любимого мультфильма современных девочек сразу два женских персонажа — королева Эльза и принцесса Анна. Кроме того, одним из режиссеров также выступила женщина. Путь Анны и Эльзы — история развития отношений сестер, взаимопомощи и поддержки. Они не идеальны: Анна наивна, Эльза ошибается и не может совладать с собой, ее природный магический дар  источник ее тревожности. Но обе девушки самоотверженны, они справляются с трудностями, с собственными страхами и сомнениями.

В мультфильме есть романтическая линия, но она носит скорее комедийный характер: когда Анна хочет вступить в брак с мужчиной, с которым она только что встретилась, Эльза искренне не понимает, почему сестра хочет выйти замуж за совершенно незнакомого человека и не дает на это разрешения — кажется, что Дисней шутит сам с собой. Поцелуем истинной любви тут тоже оказывается не поцелуй принца (хотя он пытался), а поцелуй сестры — человека близкого и любящего искренне. В приключениях Анну и Эльзу сопровождают мужчины, но они не влияют на развитие действия, а самый яркий не женский персонаж — бесполый снеговик Олаф.

«Моана» (2016)

Вышедшая за год до волны MeToo Моана — первая диснеевская героиня из тихоокеанского региона, и первая, кто выглядит отважнее своего спутника — мускулистого татуированного полубога Мауи. В сюжете вовсе отсутствует любовная линия, что для диснеевской анимации с женским персонажем в центре, тоже впервые. Даже оказавшись с красавчиком Мауи один на один в лодке в открытом океане, Моана спокойна: никаких страстей, искр и любви.

Моана самодостаточна и ее единственная цель — спасти свой народ, вернув на место сердце богини плодородия Те Фити. Когда ей больше всего нужна поддержка, Мауи говорит: “Океан тебе не поможет, помогай себе сама”. Современная героиня может справиться со всем в одиночку, и Моана действительно справляется, произнося ключевую для понимания ее персонажа фразу: "Я — Моана с острова Мотунуи. Я сяду в мою лодку, переплыву океан и сама верну сердце Те Фити на место". Это сильная, храбрая героиня, которая во всем может положиться на себя и только на себя.

Моана — пионерка во многих диснеевских переменах. Так, она первая среди главных героинь не пополняет галерею высоких и стройных девиц. Моана выглядит ниже и куда более крепкой, чем ее предшественницы — и это явный сдвиг в сторону бодипозитива.

Примечательно, что в 2018 году принцессы собираются вместе в мультфильме «Ральф против интернета»: Ральф попадает в беду, а диснеевские героини хором кричат фразу: “Сильный мужчина в беде!”, — и бросаются спасать его. В этом же мультфильме есть сцена, когда главная героиня Ванилопа попадает в замок к принцессам Диснея. Диалог их строится так:

Рапунцель: Вопрос на 3 миллиона! Про тебя тоже думают, что все в твоей жизни наладилось, когда появился мужчина? 
Ванилопа: Да! Но ведь это бред!
Все диснеевские героини хором: Она принцесса! 

Такая ирония над классическими анимационными сюжетами еще раз подчеркивает независимость и самодостаточность женщины, ее недовольство стереотипом о том, что без мужчины в жизни она неполноценна. 

«Райя и последний дракон» (2021)

Райя — воительница, спасающая королевство и ищущая последнего выжившего дракона, чтоб победить зло. При этом злодеев в мультфильме нет: у каждого персонажа есть мотивация для их поступков — каждый из них хочет спасти своих родных. Единственное зло — друуны — сгустки, не имеющие ни воли, ни имени. Зло как чистая стихия. Остальные тут просто люди со своими устремлениями, мотивацией и поступками.

Райя — целеустремленная и волевая, но не лишена сентиментальности и мечтательности, умеет анализировать — в общем, абсолютно современная героиня. Райя, конечно, спасает королевство, но также ей нужно решить вопросы доверия. Она не сомневается в себе, но сомневается в других. Чтоб вернуть к жизни отца и остановить хаос, ей необходимо научиться доверять кому-то, кроме себя. Здесь нет романтической линии, да и мужских персонажей ничтожно мало.

Марианти О’Дуайер, вице-президент по франчайзингу в The Walt Disney Company сказала: «Принцессы Диснея вдохновляли поколения детей мечтать о большем и верить в себя». Мы видим, как с течением времени менялись эти мечты — от замужества до амбициозных планов по спасению мира, с которыми девушка в состоянии справиться и без прекрасного принца. Если первые сказочные героини — из идеализированного мира, где все решают волшебные силы и прекрасные принцы, появившиеся рядом по воле случая, то сегодняшние принцессы — это девушки, готовые взять судьбу в свои руки. Они учат девочек верить в себя, не сдаваться, справляться с трудностями и знать, что весь мир в их руках, стоит только приложить усилия.  

Поделитесь в соцсетях:

Вам может быть интересно