Breaking news. Как обсуждать с детьми выпуски новостей?

Обновлено:
Ежедневно выпуски новостей вторгаются в нашу семейную жизнь: масштабные катастрофы, трагические стихийные бедствия, кризисы, эпидемии новых болезней — тревожные, страшные и порой ужасные новости могут даже взрослых лишить дара речи и выбить почву из-под ног. Давайте попробуем сформулировать несколько простых правил, как в такой ситуации обеспечить безопасное и устойчивое психическое развитие детей.

Современное информационное пространство устроено так, что избежать его влияния почти невозможно. Дети узнают новости из социальных сетей, от друзей, одноклассников, взрослых. Иногда и не желая того, они могут стать зрителями выпуска новостей в лобби отеля или услышать пугающую новость по радио в машине. Задача взрослого — поддержать и успокоить ребенка. Как это сделать? Есть несколько общих правил и возрастных рекомендаций. 

Погрузитесь в контекст представлений ребенка

Узнайте, что ваш ребенок уже знает. Задавайте детям вопросы, чтобы уточнить, что им известно о волнующем событии. Вы можете спросить, что они слышали в школе или читали в социальных сетях. Поощряйте ребенка говорить, особенно если он взбудоражен новостями. Даже если вы не можете контролировать события, вы можете помочь детям поделиться своими страхами и разделить с вами тревогу. Спрашивайте ребенка не только о том что он знает, но и о том что думает и чувствует в связи с полученными знаниями.

Слушайте внимательно. Когда дети слышат о пугающем событии, таком как «школьный шутинг», они могут волноваться: «Могу ли я быть следующим? Может ли это случиться в нашей школе?» У детей постарше может быть много дополнительных сложных вопросов. Сосредоточьтесь на том, о чем спрашивают ваши дети, чтобы услышать что их волнует прежде всего и помочь им справиться со своими страхами. Готовность взрослого слушать и слышать уже дает мощную поддержку ребенку.

Следуйте отклику ребенка. Если ваш ребенок не проявляет интереса к событию или не хочет говорить о нем в данный момент, не настаивайте. Если вы видите, что ребенок сильно и эмоционально включен в происходящее, подумайте вместе, как вы можете помочь найти выражение сложным эмоциям. Совместно поищите новости, которые освещают меры по нормализации ситуации. Уточните возможность совместного оказания точечной помощи.

Не бойтесь бессилия и готовьтесь действовать

Отвечайте на вопросы честно и кратко. Говорите правду, но делитесь только тем, что ваш ребенок хочет знать. Постарайтесь успокоить любые страхи и помочь детям почувствовать себя в безопасности. Не сообщайте больше деталей, чем интересует вашего ребенка. Старайтесь давать детям больше фактов и избегать оценочных суждений. Избегайте обобщений и ярлыков, называйте конкретные вещи своими именами (например: не «катастрофа мирового масштаба», а конкретное происшествие в конкретной области).

Можете признаться, что не знаете ответа. Если ваш ребенок задает вопрос, который ставит вас в тупик, скажите, что вы не знаете ответа сейчас. Но постараетесь подумать, уточнить и вернуться с ответом позднее. Или попробуйте совместно с ребенком поискать ответы в источниках, которым доверяете.

Научите своих детей быть готовыми действовать, а не паниковать. Например, если общественное внимание привлекла новость о трагическом случае в школе, расскажите, как школы обеспечивают безопасность детей, какие действия нужно предпринять вашему ребенку в критической ситуации, составьте и запишите совместно четкий план. Обсудите как себя вести, если что-то пойдет не по плану. Если речь идет о стихийном бедствии, составьте семейную тактику того, что вы можете предпринять в текущих обстоятельства. Если речь идет о массовых болезнях, поговорите о способах защиты себя и других. Смещайте фокус со «страшного факта» на «конкретные шаги для нормализации будущего».

Измените контекст

Поместите новости в контекст. Расширьте обсуждение конкретной новости о сложном событии до более глубокого и общего разговора. Используйте новость как способ поговорить о ценностях, помощи, сотрудничестве и о том, как люди справляются с трудностями.

Поощряйте детей обрабатывать историю через игру и творчество. Дети часто пытаются осмыслить то, что они видят и слышат, посредством искусства, подражания и творческой игры. Иногда взрослым может быть неприятно видеть, как дети воспроизводят или рисуют что-то пугающее в реальности, но такая игра служит важной цели. Игра — это часть переработки тревоги через создание собственных историй. Чувствуете, что новость отразилась на ребенке? Предложите вместе выпустить газету со своими реакциями на новости. Или пофантазируйте, какие милые мемы можно создать на схожую тему, что разослать их родственникам и друзьям в качестве поддержки 

Не забывайте, что новости — это серьезно

Ограничьте время, которое дети тратят на просмотр новостей. Отдельное внимание обратите, не работает ли источник новостей в вашем доме в «фоновом режиме», не включен ли телевизор постоянно, когда ребенок может стать случайным свидетелем шокирующих кадров. Также следите за семейными дискуссиями, не часто ли вы сами обсуждаете тяжелые новости в присутствии детей, считая, что они не слышат или не интересуются тем, что вы говорите.

Следите за уровнем стресса. Если у вашего ребенка наблюдаются изменения в поведении (например, он хуже спит или ест, не хочет находиться рядом с людьми или постоянно беспокоится), проконсультируйтесь со специалистами: семейным педиатром или психологом. Они помогут своевременно выявить у ребенка повышенную тревожность и справиться с ней.

Смотрите новости вместе с ребенком и обсуждайте их. Выключите новости, если считаете, что они не подходит для вашего ребенка и спокойно объясните свое решение.

Учитывайте возраст и развитие вашего ребенка. Младшие дети могут не уловить разницу между фактами и субъективными трактовками и оценками транслирующих новость, а то и собственными фантазиями. Большинство детей понимают разницу между реальностью и фантазиями, когда им исполняется 7–8 лет. С подростками вы можете детальнее обсудить сложную новость, узнать их мнение — была ли эта новость опубликована для повышения рейтингов и посещаемости канала, или история действительно стоит широкого обсуждения и резонанса. Таким образом, «плохую» новость можно сделать началом дискуссии о роли и значении СМИ в современном мире, вспомнить о важности анализа и проверки фактов.

Как выбрать стратегию обсуждения выпусков новостей, опираясь на возраст ребенка?

Детей до 7 лет лучше пока держать подальше от источников новостей. Особенно с выраженной и неприкрытой визуальной составляющей. Помните, что в этом возрасте детей особенно беспокоит близость любящих взрослых. Скажите детям, что ваша семья в безопасности, любима и ценна, и каждый из вас заботится о сохранении этого маленького безопасного мира.

С детьми 8–12  лет уже можно открыто обсуждать новости, но нужно ясно понимать уровень эмоциональности вашего ребенка, его темперамент. Слишком чувствительные дети, пожалуй, могут немного дольше пожить без взрослых новостей. Будьте готовы обсудить новости и поговорить о тревогах ребенка, но по возможности все еще фильтруйте поток информации и катастрофизацию его воспроиятия.

С подростками главное правило — «анализировать и проверять». Слушайте и дайте подростку проявить себя. Вы можете многое узнать о формирующихся или уже сложившихся взглядах своего ребенка. Отнеситесь к этому с должным вниманием и не обесценивайте мнение уже почти взрослого человека. Просто предлагайте ему больше анализировать свои оценки, проверять факты и искать альтернативные точки зрения для обогащения. Новости «взрослого мира» не только подходят в качестве бесконечного материала для изучения иностранного языка, но также могут стать отличным «тренажером» для развития навыков работы с информацией.
Поделитесь в соцсетях:

Вам может быть интересно