Безопасность школьников в цифровой среде
Правила безопасности для младших школьников
Расскажите о кибербезопасности и онлайн-угрозах. Простым и доступным детям языком объясните, что такое онлайн-угрозы, как их идентифицировать. Попросите при обнаружении сообщать вам о своих «подозрениях» и поощряйте детскую пытливость ума и осторожность.
Проверьте безопасность интернет-браузера. Это ворота в цифровой мир, и они должны быть безопасными. Деактивируйте Flash, ActiveX и, если возможно, Javascript на гаджетах, доступных детям. Установите блокировщик рекламы. Используйте такие инструменты, как Disconnect, Ghostery или Privacy Badger, чтобы рекламодатели не могли отслеживать запросы ребенка в поисковых системах. Используйте HTTPS Everywhere для шифрования данных для безопасного просмотра веб-страниц. Мало того, что целые индустрии работают на то, чтобы «захватить внимание» вашего ребенка. К сожалению, большое количество «взрослого» и даже «сексуализированного» контента рекламируется именно на детских сайтах.
Безопасность электронной почты. Не забывайте проводить фишинг-тесты. Используйте многофакторную аутентификацию. Настройте блокировку автоматической переадресации. Причем как для почты ребенка, так и для своей. Взлом доступа к почтовому ящику — это автоматически взлом аккаунтов почти на всех платформах, где вы регистрировались вместе с ребенком, или где он зарегистрировался самостоятельно. Мало того, что необратимая потеря контроля над своей виртуальной «собственностью» может стать для ребенка травматичной. В принципе часто встречаются мошеннические схемы, направленные на детей младшего школьного возраста.
Установите ограничения. Четко оговорите с детьми время, которое они могут тратить, путешествуя по интернету. А также маршруты, которыми они следуют. Обязательно установите специальный доступ для дополнительного контроля. Это не будет ограничением и ущемлением прав ребенка, это защита и ответственность за безопасность, которую несет взрослый.
Не теряйте доверительный контакт с ребенком. Слушайте внимательно, не отмахивайтесь от несерьезных на первый взгляд откликах и рассказах, начинающихся с «я тут нашел в интернете прикольный сайт…»
Установите антивирусное ПО и обновляйте его на гаджетах вашего ребенка. Не позволяйте детям пользоваться интернетом без активного антивирусного ПО.
Подавайте хороший пример. Как и во всем, ваш пример основа воспитания ребенка. Можно сколько угодно говорить о правилах, но если вы сами их не соблюдаете, ребенок возьмет пример с вас.
Правила безопасности для тинейджеров
Главный фокус присутствия тинейджеров в интернете — социальные сети. Сегодня виртуальный мир заменяет реальный даже многим взрослым. Соцсети и мессенджеры помогают детям расширять кругозор через общение с людьми из самых разных стран и культур, поддерживать связь с родственниками, находить «своих» людей со схожими интересами, какими бы редкими и необычными они ни были, творчески выражать и развивать себя и делать первые шаги в самоопределении через множество бесплатных курсов, лекций, вдохновляющих примеров других людей. Однако чрезмерное использование, часто пугающее родителей зависимостью, — не самая большая опасность социальных сетей.
Информационный мусор. Далеко не вся информация нужна и полезна. Информационный шум в современном мире достигает беспрецедентных децибел и наносит вред нервной системе и психике. Полезно предложить ребенку балансировать между чатами в смартфоне и прогулками на свежем воздухе.
Лишний окситоцин. Многие подростки сегодня уже страдают бессонницей, «зависая» в интернете ночами. К сожалению, это вызывает повышенное выделение окситоцина, который отвечает за сопереживание и доверие. Дети становятся более чувствительны и могут доверять вовсе не тем людям, которые этого заслуживают.
Ухудшение социальных и коммуникативных навыков. Свои коммуникативные и даже письменные навыки можно не только улучшить, но и ухудшить в социальных сетях. В мессенджерах дети игнорируют синтаксис и пунктуацию, выражают эмоции стикерами и словами-паразитами и забывают, как важна мимика, интонация и осознавание собственных и замечание чужих эмоций. Это часто делает детей непредсказуемыми, нетерпеливыми, вспыльчивыми и нетерпимыми, что отражается на способностях взаимодействовать с живыми людьми в реальном мире.
Снижение навыков работы с информацией. Информации так много, что дети просто не могут тратить время на то, чтобы в ней разбираться. Поэтому они слишком легко доверяют прочитанному или пересказанному кем-то в видеоролике, а их способность к критическому мышлению постепенно снижается.
Риск депрессии. Очень часто возникает конфликт соответствия ожиданий и реальности. Друзья, приобретенные в соцсети, могут оказаться не теми, за кого они себя выдают. А восторженное отношение юзеров соцсетей может резко контрастировать с отношением сверстников в школе. Лайки и одобрительные комментарии могут стать чрезмерным «допингом» для ребенка. В то же время, ребенок придает большое значение негативным комментариям от троллей или язвительных комментаторов, даже если это не проявляет. Сегодня среди подростков принято защищаться от «атак» и прямых оскорблений насмешкой и иронией, но они неизбежно подпитывают глубокое чувство собственной неполноценности. К тому же, постоянно сравнивая себя с сетевыми кумирами, ребенок начинает страдать заниженной самооценкой или принятием себя. Возникает чувство одиночества, непризнанности, отвергнутости. Эти факторы вполне способны развиться в настоящую медицинскую депрессию.
Как помочь своему тинейджеру?
Отлучить ребенка от интернета нельзя, а вот сделать для него более интересным реальный мир можно попробовать.
Помогите ребенку найти свой творческий потенциал и интерес, сформировать хобби и серфить в интернете именно углубляясь в тему интереса, а не перескакивая с одной на другую.
Уделяйте достаточно внимания ребенку, проводите с ним время и добейтесь взаимопонимания с ним. Искренне интересуйтесь его жизнью, мыслями, мнением об окружающем мире, новостями, которые он узнает, новыми трендами из его виртуальной жизни. Не обесценивайте и не сравнивайте своей детство с их. Проявляйте уважение к новому для ребенка и он начнет проявлять уважение к «взрослому миру» в ответ.
Следите за распорядком дня и подберите комфортную дисциплину. Умение планировать свое время в современном мире крайне необходимый навык. Нет ничего плохого в активной цифровой жизни подростка, если она сбалансирована выполнением обязанностей в реальном мире, реальными социальными контактами и пребыванием на свежем воздухе.
Честно говорите с детьми об опасностях цифрового мира. Опираясь на степень психологической зрелости и эмоциональность вашего подростка, откровенно поговорите с ним о рисках беззаботного использования соцсетей. Обсудите с ними, как они понимают кибербуллинг, преследования. Возможно их пугают избыточно приукрашенные истории. А возможно они как раз тяготеют к ним, желая оказаться в центре внимания. Используйте цифровые угрозы как возможность совместного анализа эмоций и тревог вашего ребенка. И помните: если ребенок боится действительно пугающих вещей — это очень хороший признак. Переживать стоит, когда страхи начинают вызывать обыденные вещи: вроде социального контакта или неудовлетворенности своей внешностью.
Используйте специальные сервисы и программы. Не забывайте о самых базовых правилах безопасности, описанных в начале нашего текста. Да, в случае с подростками «настроить им доступ» будет сложнее, чем с младшими школьниками. Но можно просто объяснить, что защитные меры — это не запрет, а забота. И что обезопасить свою виртуальную собственность, свой цифровой аватар и оставить в тайне свои цифровые привычки — подростку даже выгоднее, чем вам. В конце концов, еще до появления мирового интернета работало правило, которое лишь актуализировалось: безопасно там, где за безопасностью следят.