«Надзирать и наказывать?»: современные методы улучшения дисциплины детей
Разница между наказанием и дисциплиной
Прежде чем обсудить эффективные методы дисциплины, давайте задержимся на очень важном моменте и определимся, в чём разница между наказанием и дисциплиной.
Наказание всегда включает элемент «расплаты» за поступок. Наказание заключается в контроле над ребенком, а не в том, чтобы научить его контролировать себя. И чаще всего наказание меняет представление ребенка о себе. Ребенок, переживший серьезное наказание, может начать думать: «Я плохой». Вместо того, чтобы думать, что он сделал плохой выбор, он может поверить, что он плохой человек! Это опасный путь. Ребенок, которого шлепают за то, что он ударил брата, не учится разрешать конфликт мирным путем. Вместо этого он будет ломать голову, почему вы можете его бить, а он не может бить своего брата. Наказание также учит детей тому, что они не в состоянии контролировать себя. Они привыкают, что их родители должны управлять их поведением, потому что они не в состоянии сделать это самостоятельно. Суровое наказание может заставить детей зацикливаться на своем гневе по отношению к человеку, причинившему боль, а не на причине, по которой они попали в трудную ситуацию. Таким образом, вместо того, чтобы сидеть и размышлять о том, как можно добиться большего успеха в следующий раз, ребенок, вынужденный часами сидеть в углу, может тратить свое время на размышления о том, как отомстить тому, кто его туда поставил.
Дисциплина учит детей новым навыкам. Например, тому, как управлять своим поведением, решать проблемы и справляться с неприятными эмоциями. Дисциплина помогает детям учиться на своих ошибках и учит их социально приемлемым способам справляться с эмоциями, такими как гнев и разочарование. Здоровая дисциплина предполагает установление четких правил и последовательных негативных последствий, когда эти правила нарушаются. Дисциплина носит упреждающий, а не реактивный характер. Это предотвращает многие проблемы с поведением и гарантирует, что дети активно учатся на своих ошибках. Многие дисциплинарные методы включают позитивные подходы, такие как системы похвалы и поощрения. Положительное подкрепление поощряет хорошее поведение и дает детям четкие стимулы следовать правилам.
5 различных типов детской дисциплины
На сегодняшний день известны 5 основных типов дисциплины. Выбор лучшего типа зависит только от вашей семьи, от темперамента родителей и детей. В то же время помните, что универсального единственного метода нет и возможно вам нужно совместить несколько приемов, чтобы получить нужный результат.
Позитивная дисциплина (Positive Discipline)
Позитивная дисциплина основана на похвале и поощрении. Родители обучают детей навыкам решения проблем и работают вместе с детьми над поиском решений. Позитивная дисциплина использует авторитетный подход к решению поведенческих проблем. Например:
6-летний ребенок отказывается делать домашнее задание. Родитель, использующий позитивную дисциплину, может сесть рядом с ребенком и сказать: «Я знаю, что твой учитель хочет, чтобы ты сдал контрольную по математике сегодня вечером, а ты не хочешь этого делать. Что мы можем сделать вместе, чтобы закончить эту работу вовремя?»
Мягкая или перенаправляющая дисциплина (Gentle Discipline)
Мягкая дисциплина направлена на предотвращение проблем. Перенаправление часто используется, чтобы удержать детей от плохого поведения. Детям объясняются последствия плохого выбора, но мягкое наказание не означает внушения стыда и вины. Вместо этого родители часто используют юмор и отвлекающие факторы. Суть мягкой дисциплины заключается в том, чтобы родители справлялись со своими эмоциями, одновременно реагируя на плохое поведение ребенка. Например:
6-летний ребенок отказывается делать домашнее задание. Родитель, применяющий мягкую дисциплину, может ответить с юмором, сказав: «Ты бы предпочел сделать домашнее задание или весь вечер писать двухстраничное объяснение, почему ты не стал этого делать?» Как только ситуация разрядится, сторонник мягкой дисциплины предложит ребенку обсудить задание и вместе подумать, как его сделать.
Дисциплина границ (Boundary Based Discipline)
Дисциплина, основанная на границах, фокусируется на реактивном установлении ограничений и прояснении правил. Затем детям предоставляется выбор, и демонстрируются четкие логические и естественные последствия плохого поведения.
6-летний ребенок отказывается делать домашнее задание. Родитель, использующий дисциплину, основанную на границах, установил бы предел и разъяснил последствия, сказав: «Сегодня вечером ты не сможешь играть в компьютер, пока не закончишь свою работу».
Модификация поведения (Behavior Modification)
Модификация поведения фокусируется на положительных и отрицательных последствиях выбора и поступка. Хорошее поведение подкрепляется похвалой или вознаграждением. Плохое поведение не поощряется за счет игнорирования, а не наказания, или негативных последствий лишения привилегий.
6-летний ребенок отказывается делать домашнее задание. Родитель, использующий модификацию поведения, может напомнить ребенку о любых заранее подготовленных наградах, сказав: «Помни, как только ты сделаешь домашнее задание, сможешь пользоваться компьютером в течение часа». Похвала и поощрение достанутся ребенку лишь в случае выполнения условия, все протесты просто игнорируются.
Коучинг эмоций (Emotion Coaching)
Коучинг эмоций — это пятиэтапный дисциплинарный процесс, который фокусируется на обучении детей осознавать и понимать свои чувства и эмоции. Когда дети понимают свои чувства, они могут выразить их словами, а не действовать в соответствии с ними. Детей учат, что с ними самими и их чувствами все в порядке, родители помогают научиться надлежащим способами справляться со своими эмоциями.
6-летний ребенок отказывается делать домашнее задание. Используя эмоциональный коучинг, родитель помогает ребенку определить чувства, говоря: «Я знаю, тебя огорчает, что ты не можешь играть, потому что тебе нужно делать домашнее задание. Математика может быть трудной и не весёлой, особенно когда ты не знаешь ответов, а их поиск занимает много времени. Хочешь, давай сначала нарисуем, как ты себя чувствуешь, когда нужно делать домашнее задание по математике?»