Учиться, чтобы учить. Почему роль учителей сегодня так актуальна?

Обновлено:
Наша реальность меняется с каждым днем. С развитием цифровых технологий меняется и роль учителя в жизни ребенка. Он теперь не просто носитель и передатчик информации, а тот, кто помогает ребенку сформироваться как современному человеку. О том, как изменилась роль учителя в современном обществе, рассказываем в блоге UFirst.
Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Учитель — это не просто работа, это призвание. «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги», - говорил Антон Макаренко. Педагоги занимают значимое место в нашей жизни. Они передают детям знания, оказывают влияние на становление их личности и формирование мировоззрения. Хороших учителей, заинтересованных собственной профессией и любящих детей, мы с благодарностью вспоминаем на протяжении всей жизни.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Почему меняется роль учителя в современном мире?

Меняется мир

Скорость жизни растет с каждым годом, а мир становится все более сложным, жизненные сценарии — вариативными. Если каких-то 40 лет назад в жизни человека все было более-менее понятно и определенно: окончил школу, затем поступил в институт, а после начал работать, - то сегодня это совсем необязательный сценарий. Современный мир предоставляет множество возможностей для развития, что, конечно, влияет на детей. Они видят больше траекторий своего будущего, чем их родители, а тем более бабушки и дедушки. Но меняющийся мир предполагает и процесс непрерывного обучения, когда человек учится всю жизнь.

Цифровизация

Скорость получения информации за последние десятилетия тоже увеличилась в разы. Доступ к ней не требует никаких особенных усилий. Это меняет отношение к знаниям в принципе. На первый план выходит возможность их практического применения. Теорию легко найти, забив нужный запрос в поисковик. С практическими навыками так не получится. Это предъявляет новые требования к учителям. Теперь они выступают в роли экспертов, но не носителей абсолютной истины, которую невозможно оспорить. И ко всей системе образования, ориентация которой должна быть направлена на то, что принесет пользу в жизни и построении карьеры.

Стремительно устаревает система образования

Традиционная система образования построена на вертикали: ученики слушают монолог учителя, должны усваивать знания, а позже продемонстрировать их, вписавшись в жесткий усредненный стандарт. Человеку в современном мире важно уметь учиться, находить, анализировать и критически осмыслять полученную информацию. Для получения таких навыков и учеба должна строиться на диалоге учителя и учеников, возможности дискуссий, выхода за границы предметного знания. Важнейший критерий в таком типе образования — неумение точно воспроизвести полученную информацию, а умение интерпретировать ее и применить на практике.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Роли учителя в школе XXI века

Эксперт

Современный учитель — носитель экспертных знаний, который может составить ребенку образовательный маршрут, обозначить его точки роста и дать обратную связь. Это человек, который стоит не над ребенком, а рядом с ним, помогая учиться.

Наставник

Учитель помогает детям освоить навыки критического мышления. Он учит работать с информацией, отличать правду от лжи, подвергать сомнению полученную информацию. Педагог учит ребенка самостоятельно находить информацию из разных источников, сопоставлять ее и на основе полученных знаний формулировать собственное мнение. Учителю важно уметь выстраивать горизонтальную коммуникацию в классе, научить детей уважать чужое мнение, дискутировать и приходить к совместному решению.

Творец

Учитель должен уметь заинтересовать учеников своим предметом, показать его сильные стороны. Не всем детям интересно читать параграфы по истории, а вот воссоздать египетские пирамиды в Майнкрафте, пожалуй, согласятся многие. Придумывать альтернативные пути усвоения знания, раскрывая творческий и образовательный потенциал ребенка, показывая многообразие подходов к обработке информации — спектр задач современного учителя очень широк.

Тьютор

Педагог поддерживает ребенка на всем образовательном пути. Он помогает увидеть, какое практическое применение есть у того или иного предмета. Ученику важно понимать, как он сможет применить полученные знания в реальной жизни.

Мотиватор

Эффективная учеба — это желание ученика проявить себя, обсудить заданную тему, сформулировать и выразить собственное мнение. Именно учителя вдохновляют детей на получение знаний и личностный рост. Они создают позитивную и вдохновляющую атмосферу в классе, помогая учащимся поверить в свой потенциал.

Дизайнер

Построение образовательной траектории с учетом целей и задач конкретных учеников, подбор заданий, которые дают возможность проявить сильные качества и проработать слабые стороны — это настоящий дизайн в сфере образования.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Качества, которые делают учителя незаменимым

  • Эмпатия
    Высокий эмоциональный интеллект и способность к эмпатии важны не только при общении с учениками, но и с другими учителями, сотрудниками школы и родителями.
  • Любовь к учебе и детям
    Преподавание может быть невероятно стрессовым занятием, поэтому у хороших учителей должна быть любовь к собственному делу и детям, которая подталкивает их к ежедневному труду.
  • Терпение
    Работать с детьми — дело непростое. Чтоб справляться с ежедневным стрессом, школьной системой и бюрократией надо обладать огромным запасом терпения.
  • Тактичность
    Учителя сталкиваются с детьми, представляющими разные поколения, культуры и ценности. Нужно уметь тактично выражать свои желания, тактично выстраивать диалог, уважать разные мнения. Хороший педагог — тот, кто ценит многообразие, а не стремится привести всех к общему знаменателю.
  • Страсть к учебе
    ​Стремительно меняющийся мир ставит всех, в первую очередь педагогов, перед необходимостью непрерывного обучения. Современный учитель — человек, который не только учит, но и сам постоянно получает новые знания. Он готовит детей к будущему, к миру, о котором мы еще ничего не знаем. Это требует максимальной вовлеченности, умения чувствовать время и предугадывать тренды.

5 великих учителей всех времен и народов

Лев Выготский, Антон Макаренко, Виссарион Белинский, Мария Монтессори, Януш Корчак — этот список можно продолжать очень долго, ведь история помнит множество по-настоящему великих педагогов. В блоге UFirst мы расскажем лишь о некоторых из них. О супергероях, которые определяли педагогические тенденции, реформировали систему образования во все времена.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.)

Аристотель одним из первых задумался об обучении детей. В основе его педагогики лежит представление о воспитании гармоничной личности, способной выражать собственные суждения. Аристотель — основоположник государственного воспитания. Он считал, что дети должны учиться вместе, готовиться к выполнению общественных задач. Ответственность за раннее воспитание ребенка до 7-ми лет лежит на семье, но и после родители выполняют важную роль в жизни своего потомства.

Наиболее полно взгляды Аристотеля изложены в трактате «Политика».

Конфуций (551–479 гг. до н.э.)

«В обучении не должно быть различия между людьми», - говорил Конфуций. И следовал своему завету. Он первым стал обучать людей без званий и чинов. Ученики интересовали Конфуция как личности: он помогал им раскрыть свои сильные стороны, стремился раскрыть их индивидуальность. Исходя из особенностей учеников, он делил их на группы — так появились первые в мире профильные классы. Конфуций ориентировал своих учеников на постоянное самосовершенствования, отмечая при этом, что учитель и ученик всегда растут вместе. Можно сказать, что Конфуций — основоположник горизонтальной образовательной системы, а многие его педагогические взгляды и сегодня звучат актуально.

Основные педагогические идеи Конфуция изложены в трактате «Беседы и суждения».

Константин Ушинский (1823–1870)

«Педагогика — не наука, а искусство, - самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств», - писал Константин Дмитриевич Ушинский, родоначальник научного подхода к педагогике в России. Выступал за демократизацию образования, проведя реформу в Смольном институте, где работал инспектором. В институт стали принимать девушек разных сословий, а уроки стали вести не на французском, а на русском языке. В систему образования он тоже внес немалые изменения: появились педагогические «летучки», а зубрежка сменилась настоящим вовлечением в образовательный процесс. Ушинский считал, что обучение должно полагаться на научную теорию, а не на личный опыт учителя, который может быть ошибочным. Главными задачами обучения видел: делать серьезное дело увлекательным для ученика, развивать умственные способности учащегося и научить самостоятельно получать знания, применять их на практике.

Главные труды: «Детский мир. Хрестоматия», «Родное слово», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Джон Дьюи (1859–1952)

В 1988 году ЮНЕСКО признала Джона Дьюи, реформатора американской системы образования, одним из четырех человек, определивших способ педагогического мышления в XX веке. В список также попали Мария Монтессори, Антон Макаренко и Георг Кершенштейнер. В основе педагогических идей Дьюи — обучение путем опытного познания окружающей действительности. Выступал против пассивной позиции детей в образовательном процессе, поддерживая исследовательский и проектный методы работы. Дьюи считал, что дети должны уметь применять полученные знания на практике для решения разнообразных задач. Для этого ученики должны были получить навыки критического и аналитического мышления, развить любознательность, научиться размышлять и взаимодействовать с окружающим миром. «Задача педагога — отобрать те факты в пределах существующего опыта, с помощью которых потенциально возможно поставить новые проблемы, побуждающие к дополнительным наблюдениям, расширяющим область последующего опыта», - писал Джон Дьюи.

Главные книги: «Мое педагогическое кредо», «Школа и общество», «Демократия и образование».

5. «_________________»

Мы специально оставляем пятую строчку пустой, ведь у каждого в жизни был хоть один самый лучший и самый любимый педагог. Тот, который повлиял на будущее, помог в трудную минуту, поверил в ваши силы и поддержал в начинаниях. Пусть эту строчку займут ваши супергерои — учителя, определившие ваше мировоззрение и навсегда оставшиеся в ваших сердцах. 

Поделитесь в соцсетях:

Вам может быть интересно