Школа VS дополнительное образование. Совместить несовместимое

Обновлено:
Когда речь заходит об учебных нагрузках ребенка, первое, чем взрослым кажется очевидным пожертвовать, чтобы «спасти» свое чадо, становится дополнительное образование. Однако зачастую именно оно дает тот необходимый уровень знаний, который нужен ребенку в будущем. Но ведь и школу никто не отменял! Что же делать? Как найти компромисс и совместить, казалось бы, несовместимое? Давайте подумаем вместе.
Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Что дают дополнительные занятия?

Очевидно, что далеко не во всех школах учебные программы и возможности педагогов соответствуют современным образовательным вызовам и возможностям. Модернизация государственной образовательной системы — дело очень долгое и сложное, свобода творчества учителей и возможность формировать учебную программу есть далеко не везде, поэтому в самом грустном случае ребенок будет учиться по стандартным средним программам в худшем смысле этого слова, которые обречены отставать от современных мировых стандартов и возможностей. Поменять школу можно не всегда, наладить грамотное домашнее обучение тоже.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

В этом случае дополнительное образование по школьным предметам — едва ли не единственная возможность развития и качественного обучения для ребенка. Конечно, дело может осложняться финансовыми возможностями семьи — заменить все школьные предметы с бесплатных на частные в том или ином виде невозможно. Но можно выбрать основное и системообразующее, те предметы, которые точно будут определять дальнейшее образование и успешную жизнь человека. И английский язык, безусловно, один из них. Доказывать значимость и необходимость владения английским в современном мире не нужно. А вот школьный уровень (если мы говорим о самой обычной средней школе) преподавания как правило не дает даже минимальных знаний для успешной реализации и карьерных перспектив. Дело не только в устаревших методиках, но и просто в недостаточном количестве занятий. В итоге ребенок знает отдельные слова и фразы, но не знает английский почти совсем. Заучивает несколько правил, ненавидит неправильные и модальные глаголы, не понимает структуры и красоты языка, боится говорить на нем, не имея достаточного опыта коммуникаций и словарного запаса, а также стесняясь своего произношения. Дополнительные занятия могут стать единственным выходом из этой грустной ситуации.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Занятия в группах помогут ребенку обрести интерес к языку и уверенность в себе. Английский может и должен быть не скучным. Возможно, легким он тоже не будет, особенно в начале занятий, когда придется многое наверстывать и восполнять пробелы (если мы говорим о детях среднего и старшего возраста, пришедших подтянуть язык), но со временем белые пятна в знаниях заполнятся и все встанет на свои места. В языковых центрах, как правило, занятия строятся по смешанным методикам и во всех необходимых для развития направлениях — грамматика, разговорная практика, аудирование, письмо. Конечно же, есть и другие группы дополнительных занятий, не связанных с учебой. Это спорт и творческие направления, которых в принципе нет в системе общего образования. А также технические направления и программирование.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Что поможет оптимизировать нагрузки?

Есть несколько базовых советов, которые помогут оптимально организовать процесс обучения и жизни ребенка, совмещая школу и дополнительные занятия. Начать стоит с расставления приоритетов. Какими-то школьными уроками и делами точно можно пожертвовать ради более качественного образования, особенно если речь идет о подростках и старшеклассниках. Да и для начинающих учиться  (именно так, ребенок в начальной школе прежде всего учится учиться) дополнительные и любимые кружки и занятия — скорее отдушина, чем тяжелая нагрузка. Оставьте малышам больше времени на отдых. Их мотивация еще не так высока, чтобы преодолевать большие нагрузки.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Тайм-менеджмент

Основное, что поможет сочетать все желания и возможности — грамотное планирование времени. И это не значит составление жесткого расписания, где между школой и дополнительными занятиями есть время только на дорогу, а выходных для отдыха у ребенка нет вовсе. Можно воспользоваться традиционным планированием и составить расписание на большом листе бумаги или начать пользоваться ежедневником. Можно использовать специальные приложения, тогда на телефон будут приходить необходимые напоминания о предстоящих занятиях. Если платить за приложения не хочется и рисовать на бумаге тоже — всегда выручит планировщик Google Keep.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Мотивация

Чем старше и сознательнее (или осознаннее) становится ребенок, тем легче ему справляться с нагрузками. Потому что он хорошо понимает, ради чего «страдает» и не тратит время на то, чтобы собраться с мыслями и заставить себя заниматься. Чем больше у человека ясности в вопросе «для чего», тем легче понять «как». Поэтому если мы говорим о средней и старшей школе, успешная сдача экзаменов, поступление в выбранный ВУЗ, учеба за границей, стажировки и так далее — очень хорошая и работающая система мотивации. Напоминайте ребенку в трудные минуты, ради чего он так усердно и тяжело работает.  

Для младших школьников основная мотивация — это удовольствие и социализация по интересу, а не по «месту жительства». Поэтому занятия должны приносить радость прежде всего. Опытные педагоги же «упакуют» в это удовольствие и радость ровно столько знаний, сколько готов унести маленький ребенок.

И не забывайте об очень важной мотивации в любом возрасте ребенка. Похвала родителей. Говорите им, что гордитесь успехами и верите в них. Поддерживайте, направляйте и хвалите.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Отдых

Да, как ни странно — это очень важный фактор успешного обучения и работы. В любом возрасте и в любой области деятельности. Мозгу нужен отдых. Телу нужен отдых. Человеку любого возраста нужен отдых. Каким он может быть — условно пассивным лежанием на диване, просмотром кино, прогулкой или поездкой, встречами с друзьями, спортом — зависит от характера человека. Важно переключать внимание, быть на воздухе, выполнять небольшие физические нагрузки. Переключайте фокус внимания с целей ребенка на самого ребенка, его желания. Это очень важный навык. Научиться «вкалывать» с детства гораздо проще, чем научиться понимать и слышать себя и свои желания. Не упустите это важное направление!

Поделитесь в соцсетях:

Вам может быть интересно