Школа VS дополнительное образование. Совместить несовместимое
Что дают дополнительные занятия?
Очевидно, что далеко не во всех школах учебные программы и возможности педагогов соответствуют современным образовательным вызовам и возможностям. Модернизация государственной образовательной системы — дело очень долгое и сложное, свобода творчества учителей и возможность формировать учебную программу есть далеко не везде, поэтому в самом грустном случае ребенок будет учиться по стандартным средним программам в худшем смысле этого слова, которые обречены отставать от современных мировых стандартов и возможностей. Поменять школу можно не всегда, наладить грамотное домашнее обучение тоже.
В этом случае дополнительное образование по школьным предметам — едва ли не единственная возможность развития и качественного обучения для ребенка. Конечно, дело может осложняться финансовыми возможностями семьи — заменить все школьные предметы с бесплатных на частные в том или ином виде невозможно. Но можно выбрать основное и системообразующее, те предметы, которые точно будут определять дальнейшее образование и успешную жизнь человека. И английский язык, безусловно, один из них. Доказывать значимость и необходимость владения английским в современном мире не нужно. А вот школьный уровень (если мы говорим о самой обычной средней школе) преподавания как правило не дает даже минимальных знаний для успешной реализации и карьерных перспектив. Дело не только в устаревших методиках, но и просто в недостаточном количестве занятий. В итоге ребенок знает отдельные слова и фразы, но не знает английский почти совсем. Заучивает несколько правил, ненавидит неправильные и модальные глаголы, не понимает структуры и красоты языка, боится говорить на нем, не имея достаточного опыта коммуникаций и словарного запаса, а также стесняясь своего произношения. Дополнительные занятия могут стать единственным выходом из этой грустной ситуации.
Занятия в группах помогут ребенку обрести интерес к языку и уверенность в себе. Английский может и должен быть не скучным. Возможно, легким он тоже не будет, особенно в начале занятий, когда придется многое наверстывать и восполнять пробелы (если мы говорим о детях среднего и старшего возраста, пришедших подтянуть язык), но со временем белые пятна в знаниях заполнятся и все встанет на свои места. В языковых центрах, как правило, занятия строятся по смешанным методикам и во всех необходимых для развития направлениях — грамматика, разговорная практика, аудирование, письмо. Конечно же, есть и другие группы дополнительных занятий, не связанных с учебой. Это спорт и творческие направления, которых в принципе нет в системе общего образования. А также технические направления и программирование.
Что поможет оптимизировать нагрузки?
Есть несколько базовых советов, которые помогут оптимально организовать процесс обучения и жизни ребенка, совмещая школу и дополнительные занятия. Начать стоит с расставления приоритетов. Какими-то школьными уроками и делами точно можно пожертвовать ради более качественного образования, особенно если речь идет о подростках и старшеклассниках. Да и для начинающих учиться (именно так, ребенок в начальной школе прежде всего учится учиться) дополнительные и любимые кружки и занятия — скорее отдушина, чем тяжелая нагрузка. Оставьте малышам больше времени на отдых. Их мотивация еще не так высока, чтобы преодолевать большие нагрузки.
Тайм-менеджмент
Основное, что поможет сочетать все желания и возможности — грамотное планирование времени. И это не значит составление жесткого расписания, где между школой и дополнительными занятиями есть время только на дорогу, а выходных для отдыха у ребенка нет вовсе. Можно воспользоваться традиционным планированием и составить расписание на большом листе бумаги или начать пользоваться ежедневником. Можно использовать специальные приложения, тогда на телефон будут приходить необходимые напоминания о предстоящих занятиях. Если платить за приложения не хочется и рисовать на бумаге тоже — всегда выручит планировщик Google Keep.
Мотивация
Чем старше и сознательнее (или осознаннее) становится ребенок, тем легче ему справляться с нагрузками. Потому что он хорошо понимает, ради чего «страдает» и не тратит время на то, чтобы собраться с мыслями и заставить себя заниматься. Чем больше у человека ясности в вопросе «для чего», тем легче понять «как». Поэтому если мы говорим о средней и старшей школе, успешная сдача экзаменов, поступление в выбранный ВУЗ, учеба за границей, стажировки и так далее — очень хорошая и работающая система мотивации. Напоминайте ребенку в трудные минуты, ради чего он так усердно и тяжело работает.
Для младших школьников основная мотивация — это удовольствие и социализация по интересу, а не по «месту жительства». Поэтому занятия должны приносить радость прежде всего. Опытные педагоги же «упакуют» в это удовольствие и радость ровно столько знаний, сколько готов унести маленький ребенок.
И не забывайте об очень важной мотивации в любом возрасте ребенка. Похвала родителей. Говорите им, что гордитесь успехами и верите в них. Поддерживайте, направляйте и хвалите.
Отдых
Да, как ни странно — это очень важный фактор успешного обучения и работы. В любом возрасте и в любой области деятельности. Мозгу нужен отдых. Телу нужен отдых. Человеку любого возраста нужен отдых. Каким он может быть — условно пассивным лежанием на диване, просмотром кино, прогулкой или поездкой, встречами с друзьями, спортом — зависит от характера человека. Важно переключать внимание, быть на воздухе, выполнять небольшие физические нагрузки. Переключайте фокус внимания с целей ребенка на самого ребенка, его желания. Это очень важный навык. Научиться «вкалывать» с детства гораздо проще, чем научиться понимать и слышать себя и свои желания. Не упустите это важное направление!