Распространенные ошибки на ЕГЭ по английскому
- 1. Аудирование
- 2. Чтение и понимание английского текста
- 3. Грамматика и лексика
- 4. Письменные навыки
- 5. Устное общение
- 6. Общие советы
К ЕГЭ по английскому стоит готовиться заранее, как минимум за год. Для того, чтоб не срезаться на ошибках, которые допускают выпускники из года в год, проработайте заранее самые типичные из них.
Аудирование
Раздел «Аудирование» включает 9 заданий трех уровней сложности. Выпускнику нужно уметь:
- Понимать основное содержание прослушанного текста
- Выделять запрашиваемую информацию в прослушиваемом материале
- Детально понимать материал
Самая большая сложность, с которой сталкиваются экзаменуемые — непонимание куска английской устной речи целиком, вызывающее попытки вырвать слова из контекста. Это сбивает с толка, так как ответы зачастую представлены в перефразированной форме.
Другие ошибки:
- Неумение применять различные стратегии аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной задачи
- Опора на отдельные слова, а не на общий смысл прослушанного
- Неумение выделять основное содержание, опираясь на ключевые слова и фразы
- Неумение отделять главное от второстепенных деталей
- Неумение применять языковую и контекстуальную догадки
Как избежать ошибок в аудировании?
- Подготовка к восприятию английской речи на слух. Слушайте разнообразные аудиоматериалы, старайтесь уловить общий смысл сказанного, а после пересказать своими словами материал
- Старайтесь выделять в прослушиваемом материале главную и второстепенную информацию. Во время экзамена это позволит быстрее ориентироваться, а также точнее отвечать на вопросы
- Если вы испытываете трудности с аудио, работайте со скриптами. Читайте подстрочник, выделяя незнакомые слова, а после слушайте снова
- Расширяйте лексический запас. Чем больше слов вы знаете, тем проще будет понять перефразы, уловить синонимы, которые даются в ответах на ЕГЭ
- На экзамене формулируйте ответ во время прослушивания, а уже потом ищите правильный вариант в предложенных
Чтение и понимание английского текста
Раздел состоит из 9 заданий трех уровней сложности. Выпускник должен уметь:
- Уметь понимать прочитанное
- Понимать структурно-смысловые связи
- Полно и детально понимать прочитанное
Типичные ошибки раздела ЕГЭ «Чтение» во многом идентичны разделу «Аудирование». Связаны они с непониманием основного содержания письменной речи, неумением опираться на языковые и контекстуальные догадки. Экзаменуемые часто концентрируются на начале или конце фрагмента, игнорируя середину, что влечет за собой сложности с отделением основной информации от второстепенной.
Как подготовиться?
- Будьте внимательны. По данным ФИПИ («Федеральный институт педагогических измерений») многие выпускники теряют баллы только из-за того, что недостаточно внимательно читают вопросы
- Не паникуйте, когда встречаете незнакомые слова. Старайтесь понять общий смысл предлагаемого фрагмента речи
- Помните про перефразирование. Не стоит искать отдельные повторяющиеся слова, а вот опереться на синонимы, чтоб понять, как еще можно выразить главную мысль — хорошая идея
Грамматика и лексика
В разделе 20 заданий двух уровней сложности (базового и высокого) на контроль языковых навыков: грамматических и лексико-грамматических.
Ошибки, которые выпускники допускают чаще всего:
- Орфография английского языка
- Непонимание сути заданий
Пример из ЕГЭ-2022:
However, learning English can be hard because some linguists say it has
the __________________ grammar of all European languages. BAD
В задании требуется прочитать данный фрагмент, при необходимости переформатировать слово, напечатанное заглавными буквами, так, чтоб они грамматически соответствовали содержанию фрагмента.
Правильный ответ: worst
Вместо него экзаменуемые давали ответы: badder, baddest, worse, worser, good, best, unbad, badly и др. Некоторые участники вставляли в пропуски такие ответы, как unbad, badly. Это указывает на непонимание сути заданий.
- Путаница во временных формах английских глаголов, особенно Present Perfect
- Неверное употребление словообразовательных частиц. Многие выпускники, например, забывают поставить ответ во множественное число, когда это необходимо
- Сложности с фразовыми глаголами
Организация подготовки:
- Отрабатывайте стратегии употребления грамматических форм частей речи, словообразования, словоупотребления на связных разножанровых фрагментах письменной речи, а не на отдельных предложениях
- Запоминайте значения видо-временных и залоговых форм глаголов, от которых зависит их употребление в контексте
- Изучайте словообразование разных частей речи
Письменные навыки
Выпускнику предстоит выполнить 2 задания: электронное письмо личного характера и развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы / диаграммы с выражением собственного мнения по теме проекта. Их выполнение требует от экзаменуемого демонстрации разных умений письменной речи двух уровней сложности (базовый и сложный).
Наибольшее количество ошибок участники ЕГЭ допускают при постановке вопросов в письме другу. Кроме того, экзаменуемые часто дают неполные и неточные ответы, используют примитивные речевые обороты, упускают из внимания вежливые фразы, характерные для англоязычной переписки.
Также выпускники часто испытывают трудности с:
- Лексическими и грамматическими нормами (порядок слов в прямом и косвенном вопросах, неправильное использование временных форм глагола, использование прилагательных вместо наречий)
- Орфографическими нормами
Как избежать трудностей в письменной части ЕГЭ?
- Опираться на организацию письменной речи, предложенную в шаблонах
- Больше писать в период подготовки
- Внимательно читать вопросы
- Проверяйте ответы на орфографию
Устное общение
Раздел включает 4 задания со свободно конструируемым ответом базового и высокого уровня сложности. У выпускника проверяют:
- навыки чтения вслух фрагмента информационной или научно-популярной, стилистически нейтральной статьи
- умение создавать условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (задавать вопросы)
- умение создавать условный диалог-интервью (отвечать на вопросы интервьюера)
- умение создавать связное тематическое монологическое высказывание с элементами рассуждения — обоснование выбора фотографий-иллюстраций к предложенной теме проектной работы и выражение собственного мнения по теме проекта
Трудности, с которыми сталкиваются выпускники:
- Произношение. По данным ФИПИ ученики часто неправильно произносят слова: psychology, couch, progress, clothes; ошибочно ставят ударения, добавляют в слова лишние слоги
- Интонирование, логические ударения и паузы
- Ограниченный словарный запас
- Грамматические, стилистические неточности
На что обратить внимание при подготовке?
- Работать над артикуляцией, отрабатывая наиболее сложные звуки, в том числе межзубные
- Больше читать на английском
- Изучить, а потом отработать фразовые ударения, синтагмы (смысловые группы)
- Потренироваться с интонированием в вопросительных и утвердительных предложениях