«Мама, я прокрастинатор». Последствия безделья, хорошие и не очень

Обновлено:
Все мы это делали с детства. Будь то трудный разговор, завершение сложного проекта, принятие тяжелого решения — откладывание чего-либо на последний момент часто кажется более привлекательным вариантом. Прокрастинация — и прокрастинаторы — часто имеют плохую репутацию. Но может быть у них есть свои секреты?
Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Мама, не кричи, я не ленивец, я — прокрастинатор!
На вид я сонный, но в душе - так просто терминатор.
Я обязательно всё сделаю в последний день!
Почему не сегодня? Ну, как-то лень.

Песенка прокрастинатора, группа «Нежность на бумаге»

Что такое прокрастинация?

Прокрастинация (от англ. procrastination «откладывание», «промедление»; от лат. procrastinatio с тем же значением, восходит к cras «завтра» или crastinum «завтрашний» + pro- «для, ради»)  — это неоправданное откладывание решений или действий. Часто мы пытаемся получить временное облегчение, откладывая неприятную задачу. Однако чувство облегчения может превратиться в сильнейший стресс по мере приближения неизбежного срока решения задачи. Многие психологи считают прокрастинацию видом саморазрушительного поведения, но многие также говорят о пользе временного безделья. Как всегда важен баланс и осознанность. Но давайте разберемся и с опасностями, и с пользой прокрастинации.

Почему мы медлим?

Многие думают, что прокрастинация возникает из-за лени, неумения управлять своим временем или отсутствия силы воли, но специалисты в области психологии с этим не согласятся. По словам доктора Тима Пичила, профессора психологии Карлтонского университета, «прокрастинация — это проблема регуляции эмоций, а не проблема тайм-менеджмента». Ложные, глубоко укоренившиеся убеждения о наших способностях и неуверенность в себе могут мешать продуктивности и вызывать желание откладывать дела на потом.

«Отсрочка задачи, которую мы не хотим решать, может принести облегчение в данный момент, но как только наступит крайний срок, мы, вероятно, испытаем чувство вины, стыда и беспокойства, усугубляя негативные чувства, которые у нас уже и так были».

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Потенциальные преимущества прокрастинации

Существует разница между хронической прокрастинацией, которая, по словам профессора психологии университета Де Поля в Чикаго (DePaul University) Джозефа Феррари, затрагивает 20% взрослых, и тем, что организационный психолог Адам Грант называет «золотой серединой» умеренной прокрастинации. По словам Гранта, умеренная прокрастинация может помочь нашему мозгу обдумать задачу или проблему и создать пространство для большего творчества и инновационных идей её решения. Это, по его мнению, основная зона развития новаторов и оригинальных мыслителей. Также стоит помнить, что для многих из нас важно решение задачи как таковой, а для многих — чёткое соблюдение сроков ее решения. Поэтому для первых прокрастинация может быть полезной, для вторых губительной.

Итак, потенциальные преимущества прокрастинации следующие:

  1. Дает больше времени на размышления, позволяя собрать дополнительную информацию.
  2. Сохраняет ресурсы, потому что вполне вероятно, что задача, над решением которой мы бьемся, вскоре может быть отменена или потеряет актуальность (мы часто отдаем предпочтение немедленным выгодам перед потенциальными долгосрочными).
  3. Помогает расставить приоритеты в работе, когда прокрастинация заставляет нас выбирать, какие задачи выполнять, когда вы находитесь в жестких временных рамках из-за приближающихся сроков.
  4. Помогает работать более эффективно, например, когда приходится выполнять задачи в условиях сильного дефицита времени, вступает «закон Паркинсона», доказывающий что «работа расширяется, чтобы заполнить время, доступное для ее завершения».
  5. Помогает нам сосредоточиться на работе, войти в состояние потока, что связано с достижением максимальной концентрации в условиях сильного дефицита времени.
  6. Повышает нашу креативность, развивая способности творчески решать задачи.
  7. Повышает нашу мотивацию, делая скучную задачу захватывающей и интересной из-за «фактора адреналина», опять же из-за необходимости работать в условиях сильного дефицита времени.
  8. Повышает наше чувство автономии и самоконтроля, особенно когда мы «восстаем» против навязанных сроков, расписаний и рамок.
  9. Как ни странно — прокрастинация может снижать стресс. Когда не нужно заранее беспокоиться о проблеме, которая объективно ждёт нас совсем не скоро.
Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

А почему дети откладывают дела на потом?

Дети, разумеется, ещё не обладают высокими навыками саморегуляции, чтобы практиковать умеренную прокрастинацию. Как правило, прокрастинаторами они становятся ровно тогда, когда приходит время браться за выполнение школьных домашних заданий. И чаще всего, дети просто не понимают ценность проекта или домашнего задания для себя, не понимают материал или просто не знают, с чего начать. Если свести все причины к минимуму, школьная прокрастинация — это сочетание проблем мотивации, уверенности и понимания материала.

К причинам прокрастинации среди детей относятся:

  1. Недостаток мотивации;
  2. Неуверенность в себе и заниженная самооценка;
  3. Боязнь провала, страх неудачи;
  4. Недопонимание сути задачи или задания, недостаток информации;
  5. Проблемы с концентрацией внимания, усталость, отсутствие энергии;
  6. Перфекционизм;
  7. Плохо развитые навыки самоорганизации.

Излишняя и регулярная прокрастинация конечно же может негативно сказаться на успеваемости и даже здоровье ребенка. Маленькие прокрастинаторы гораздо чаще переживают чувства разочарования, вины, беспокойства, что в некоторых случаях приводит к серьезным проблемам, таким как низкая самооценка, стресс и даже депрессия. Поэтому давайте попробуем понять, как вредную прокрастинацию превратить для ребенка в полезную.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

1. Разбейте большую задачу на мелкие подзадачи

Большие задачи могут напугать ребенка в самом начале. Помогите ему разбить проект на управляемые части. Например, при работе над школьным докладом — сбор информации и исследование, написание основной части, редактирование и написание выводов. Каждую подзадачу можно решать шаг за шагом, пока весь огромный проект не будет с успехом завершен. Это также очень поможет ребенку развить навыки планирования и самоконтроля.

2. Сделайте задачу актуальной и живой для ребенка

Понимание реальной значимости задачи помогает детям связать задание со своими интересами и дает им мотивацию для начала работы. Помогите вашим исследователям увидеть ценность их работы, а ещё лучше — реальную пользу, которую получат в конце работы.

3. Помогите ребенку почувствовать себя увереннее

Некоторые дети откладывают дела на потом, потому что боятся потерпеть неудачу или думают, что не смогут оправдать ожиданий. Напомните им об их прежних достижениях и удачах, ставших следствием упорной работы. Как сложно им было запомнить таблицу умножения, и как ее знание сделало текущие задачи легче.. Это поможет детям развить позитивное отношение к своей работе и облегчит начало работы над новым проектом.

4. Создайте благоприятное учебное пространство

Очевидный совет, но тем не менее. Без собственного рабочего места дети могут отвлекаться на все, что происходит вокруг, что может быстро привести к ситуации прокрастинации. Чтобы избежать этого, создайте специальное тихое место, где ваш ребенок сможет сидеть и заниматься своими делами каждый день. Если у него нет своей комнаты, значит это может быть общий рабочий уголок в доме, где ребенок может уединиться, пока взрослые не пришли с работы.

5. Здоровое питание и сон

Ещё один довольно очевидный совет, но чтобы у ребенка была энергия на учёбу и работу, у него должны быть постоянные возобновляемые качественные источники этой энергии.

6. Ставьте четкие цели

Страх неудачи и перфекционизм являются основными причинами прокрастинации, и многим учащимся бывает трудно с ними справиться. Помогая ребенку ставить четкие и реалистичные цели, вы поможете ему управлять ожиданиями и отслеживать свой прогресс. Пусть ваш ребенок знает, что иногда потерпеть неудачу нормально, и научится относиться к этому как к позитивному опыту, а не провалу.

7. Учитесь планировать

Составьте расписание дня вместе с ребенком, установив четкое время для выполнения домашних заданий.  Когда назначены более крупные задачи, как можно раньше составьте с ребенком план их выполнения. Установите промежуточные сроки для разных этапов работы.

8. Развивайте навыки обучения

Помогите ребенку понять ценность самого процесса обучения, а не только его результата в виде оценок. Поощряйте критическое мышление, творческие и нестандартные подходы, вместе находите решение сложных для ребенка задач.

И главное. Не забудьте о награде для большого или маленького прокрастинатора в конце пути. Принцип Премака гласит, «что-то, что кто-то хочет сделать, становится наградой за то, что он не хочет делать». Как правило, мы не забываем наказать или поругать за неправильный выбор и поведение, но почти всегда забываем похвалить за правильный. Ребенок проспал и опоздал — плохо. Он каждый день находит в себе силы вставать вовремя — разве не повод для гордости и поощрения?

Поделитесь в соцсетях:

Вам может быть интересно