Как сделать ребенка самостоятельнее и организованнее
Как взаимосвязаны самостоятельность и уверенность в себе?
Чем младше ребенок, тем больше он зависит от родителей. Но с возрастом ребенку необходимо учиться самостоятельности, а взрослому — умению поддержать стремление к независимости. Уверенность в себе ребенка напрямую зависит от веры в то, что он способен справиться с повседневными задачами самостоятельно. Чем больше ребенок делает что-то сам, тем крепче становится его уверенность в собственных силах, даже несмотря на сопутствующие неудачи.
Кроме того, самостоятельность способствует развития характера и становлению личности ребенка. Любое новое действие требует от ребенка преодоления трудностей. Завязывать шнурки и застегивать пуговицы малышам поначалу сложно, но в итоге все справляются. В преодолениях рождаются воля и целеустремленность. Ребенок понимает, что идеального результата невозможно достичь без многократных тренировок.
Развитие самооценки у ребенка проходит несколько этапов:
- От рождения до полутора лет
В этом возрасте ребенок полностью зависит от взрослого. Закладываются базовое доверие к миру и отношение к себе, которые ребенок считывает с эмоционального настроя родителей. - От 1,5 до 3–4 лет
Здесь ребенок уже понимает, как взрослые реагируют на его попытки проявить самостоятельность. Одобрительное отношение со стороны взрослого закладывает основы для формирования организованности, самостоятельности и уверенности в себе в дальнейшем. - От 4 до 6 лет
Дети дошкольного возраста многие вещи уже могут делать сами, если не испытывают повышенного контроля со стороны родителей. Поощряйте старания ребенка, его стремления решить повседневные задачи без вашей помощи. Здесь же закладываются основы инициативы и вины. Не ругайте ребенка за промахи, разделяйте приложенные усилия и результат, мягко направляя малыша. Никогда не соединяйте личность ребенка и его поступки: ребенок хороший, а вот поступки у него могут быть плохими. - От 6 до 14 лет
В этом возрасте развиваются трудолюбие, инициативность, целеустремленность. Дети младшего школьного возраста все еще воспринимают себя через авторитет родителей и учителей. Важно поддерживать у ребенка стремление к успеху, подчеркивать его достоинства, подбадривать в трудных ситуациях.
В среднем школьном возрасте ребенок уже способен адекватно оценивать себя. Большое значение имеют его отношения с одноклассниками и друзьями, а также умение понимать собственные чувства. Дети начинают больше ориентироваться на собственное представление о себе и на мнение о них сверстников. Родителям важно интересоваться внутренним миром ребенка, помогать ему разбираться со своими чувствами и эмоциями. - 14+ лет
Старшие школьники сталкиваются с первыми сильными эмоциями: первая любовь, личное и профессиональное самоопределение и т.д. Мир чувств ребенка становится сложнее и разнообразнее. Подростки уже претендуют на большую автономию от взрослых, но при этом остаются ранимыми и уязвимыми, не имеют еще достаточного жизненного опыта, чтоб справляться со всем самостоятельно. Родителям важно сохранить с ребенком доверительные отношения, поддерживать его, но при этом следить за соблюдением границ.
Стадии развития самостоятельности
- Ребенок наблюдает за действиями родителей;
- Ребенок выступает в качестве помощника;
- Ребенок действует сам, но с помощью взрослого;
- Ребенок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании;
- Ребенок действует абсолютно самостоятельно.
Для того, чтоб ребенок проходил все стадии без стресса, адекватно возрасту и собственным силам, родителям нужно правильно расставлять границы. Ключевое правило для любого этапа — не делать за ребенка то, что он может сделать сам.
Самое сложное для многих родителей — ослабить контроль. Недостаточно просто хвалить ребенка, важно доверять ему и дать возможность учиться на своих ошибках. Не сделал уроки — пришел в школу не готовым и получил плохую оценку. Да, неприятно, но только так ребенок научится видеть причинно-следственные связи между своими действиями и их результатом.
Как помочь ребенку стать самостоятельнее?
- Позвольте детям совершать ошибки
Только собственный опыт учит детей добиваться успеха. А результат не возможен без проб и ошибок. Если у ребенка что-то не получается, помогите ему найти альтернативные поведенческие стратегии, проанализировать ошибки и добиться желаемого. Родителям бывает сложно дать детям возможность испытать дискомфорт и потерпеть неудачу из-за принятых ими самостоятельно решений. Но именно это учит ребенка адекватно оценивать ситуацию, брать на себя ответственность за свои поступки и справляться с трудностями. - Поощрение помощи
Хвалите ребенка за проявленную инициативу в домашних делах, а также постепенно передавайте ему часть обязанностей по уходу за собой и домом. Например, десятилетний ребенок уже вполне может самостоятельно убирать чистые вещи в шкаф, а грязные — относить в стирку. - Возможность выбора
В разумных пределах ребенок должен обладать свободой выбора. Например, малыш дошкольного возраста может самостоятельно решать в какой одежде пойти в школу — предоставьте ему два — три варианта, чтоб он мог выбрать то, что ему по душе. Возможность выбора учит детей с раннего возраста оценивать последствия своих решений, брать на себя ответственность и учиться на ошибках. - Отключите родительский навигатор
Помните, что совершенство — это не цель. Если ребенок заправил постель недостаточно ровно, не стоит бросаться все переделывать. Или если он делает что-то слишком медленно, на ваш взгляд. Хорошо поддерживать ребенка, но не стоит все время помогать ему. Так ребенок теряет уверенность в своих силах и мотивацию. Если не получается идеально, то зачем вообще делать? Оставьте перфекционизм и хвалите за приложенные усилия. - Предсказуемый порядок дня
Распорядок важен для ребенка в любом возрасте. Так он учится самостоятельно находить баланс между работой и отдыхом. Научите ребенка пользоваться календарем, записывать задачи и распределять свое время. На начальных этапах ребенку понадобится помощь и контроль со стороны, но со временем он сам сможет организовывать свою жизнь. - Реалистичные цели
Помогите ребенку трезво оценивать возможный результат. Например, ему нужно улучшить школьную успеваемость. Но, если ребенок стабильно получал по математике тройку в четверти, то его следующей целью должна быть для начала четверка, а не сразу уверенная пять. Так ребенок учится мыслить в долгосрочной перспективе, при этом не теряя веру в себя. Не всего можно добиться сразу, но в конечном итоге, если разбить большую цель на маленькие задачи, можно достичь практически любого результата. - Поддержка
Поддерживайте ребенка и помогайте ему. Хвалите даже за небольшие результаты и успехи, за те усилия, которые он прикладывает, чтоб добиться результата. Не забывайте и про отдых. Проводите время с ребенком, чтоб он чувствовал с вами эмоциональную связь и был уверен, что на вас можно положиться.
Советы по развитию у детей навыков организованности и самостоятельности
- Организуйте ребенку комфортное место. Например, для учебы у него должен быть хорошо освещенный стол, полки и различные органайзеры для хранения вещей. Ребенок должен четко понимать, за какие вещи и на какой территории он несет ответственность;
- Ослабьте контроль и предоставьте детям свободу, соответствующую их возрасту и умениям;
- Будьте терпеливы и доверяйте своему ребенку;
- Не скупитесь на похвалы;
- Будьте примером для своего ребенка;
- Поощряйте стремление ребенка к новым знаниям и умениям;
- Выбирайте дополнительные занятия, которые помогут детям обрести уверенность в себе и стать самостоятельнее.
Какие занятия помогают детям развить самостоятельность?
Все занятия, где ребенку нужно самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, помогают ему получить опыт успеха, поверить в себя и стать организованнее. Это могут быть и спорт, и изучение иностранных языков, и, например, детский MBA.
В школе UFirst есть три программы MBA для детей разных возрастов:
MBA Bronze
Для детей 8–10 лет.
- учим осознавать и выражать свои чувства и эмоции;
- помогаем быстрее разбираться в новой информации;
- учим придумывать и защищать свои проекты;
- развиваем финансовую грамотность.
MBA Silver
Для детей 11–15 лет.
- учим работать в команде и решать проблемы;
- помогаем проводить свои проекты от идеи до реализации;
- помогаем развивать предпринимательские навыки и управлять деньгами;
- учим создавать бизнес-проекты.
MBA Gold
Для детей 13–17 лет.
- даем навыки самопрезентации;
- учим защищать свои проекты;
- помогаем генерировать идеи, анализировать риски;
- помогаем развить коммуникативные навыки;
- учим выстраивать личные границы;
- помогаем обрести уверенность в себе и повысить персональную ответственность.
Что дает детский MBA ребенку?
MBA в UFirst развивает у детей деловые и предпринимательские навыки, раскрывает их лидерский и творческий потенциал, учит мыслить креативно и справляться с любыми трудностями.
Детский MBA — это:
- способность анализировать обстоятельства и делать прогнозы на будущее на их основании;
- умение находить нестандартные решения в различных ситуациях;
- умение идти на риски;
- способность самостоятельно принимать решения;
- способность брать на себя ответственность за свои решения и поступки;
- навыки планирования;
- лидерские качества.
MBA помогает детям пройти путь настоящих бизнесменов, развивая предпринимательское мышление. Дети оценивают реальность и обстоятельства, выделяют проблемные зоны и находят решения, способные улучшить жизнь людей. Именно эти улучшения — основа их будущего бизнес-проекта. Учащиеся курса MBA в UFirst развивают навык принятия решений — основу самостоятельности и организованности. Дети учатся:
- анализировать и осознавать ситуацию;
- формулировать, к какому результату хочешь прийти;
- составлять алгоритм действий для достижения цели;
- прогнозировать риски;
- принимать самостоятельные решения и совершать действия;
- нести ответственность за принятые решения: принимать поддержку, радоваться хорошим результатам, анализировать неудачи, чтоб не допускать ошибки в будущем.
Приходите на курсы MBA в UFirst: с нами вы забудете только об одном — спорах и ссорах, а ваши дела всегда будут в порядке!