Как помочь ребенку справляться с гневом и агрессией

Обновлено:
Вопросы детской агрессии и способ работы с ней нередко встают перед родителями. Нашумевший сериал «Слово пацана» показывает модель силового решения проблем, что вызвало опасения и родителей, и учителей. Как объяснить детям, что знания — сила, а любую проблему можно решить мирно?

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Конечно, все дети иногда ссорятся и даже дерутся, но что, если агрессия начинает вызывать опасения родителей? Педагог Януш Корчак говорил, что детей нет, есть только люди с иным масштабом проблем и чувств. Например, импульсивный ребенок, не помня себя, ударил, а взрослый — убил. Конечно, это крайность. Но не согласиться с польским педагогом невозможно. Что делать, чтоб научить ребенка конструктивно решать проблемы?

Гнев и агрессия

Детская агрессия — это реакция на невозможность сделать что-либо именно тем способом, которым хочется. Гнев — нормальная эмоция, она не лучше и не хуже, чем все остальные. Дети часто не умеют управлять гневом и не различают его и агрессивное поведение. Проблемы с гневом часто возникают из-за того, что дети не знают, как справиться со своими негативными чувствами. Если вовремя не научить ребенка контролировать свои эмоции, это может привести к поведенческим проблемам во взрослом возрасте.

Распознавание агрессивного поведения

К основным сигналам возможной физической агрессии относятся:

  •  регулярные ссоры и споры;
  •  запугивание и демонстрация доминирующего поведения;
  •  изоляция (дети чувствуют себя небезопасно, подвергаются травли или не хотят сами общаться со сверстниками);
  •  умышленное причинение вреда чужому имуществу;
  •  внезапные перепады настроения;
  •  частые истерики и вспышки гнева.

Заметив вовремя эти признаки, взрослые могут вовремя оказать ребенку помощь, скорректировать его поведение в сторону социально приемлемых сценариев.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Как разделить чувства и поведение?

Научите детей называть свои чувства, чтоб они могли выразить их словами. Ребенок должен понять, что злиться и расстраиваться — это нормально, но бить — недопустимо (если, конечно, речь не идет о самообороне). Помогите ребенку понять, почему он испытывает те или иные чувства, что именно их вызывает.

Как сформировать навыки управления гневом?

  1. Будьте примером
    Показывайте, как вы сами справляетесь со своими эмоциями, в том числе с гневом. Проговаривайте те чувства, которые вы испытываете в бытовых ситуациях, что делаете в этот момент и как планируете справиться с ситуацией. У ребенка появится позитивный поведенческий сценарий, к которому он тоже сможет обратиться в трудный момент. Не забывайте извиняться, если сами теряете самообладание при общении с ребенком. Объясняйте, почему так произошло, и что вам на самом деле следовало делать.
  2. Правила гнева
    Договоритесь, какое поведение приемлемо, а какое нет, когда ребенок испытывает гнев. Для кого-то в пределах нормы будет повышение голоса, а для кого-то — бросать мягкие игрушки об стену. В любом случае, нужно найти безопасный способ «выпустить пар». Важно, что правила должны соблюдать все, а не только дети. И, конечно, правила должны быть основаны на уважении к границам и личности других людей.
  3. Покажите альтернативу
    Вместо того, чтоб ругать ребенка за драку, объясните ему, что он мог бы сделать вместо этого. Например, сказать словами, что именно его не устраивает. Можно спросить у ребенка, что он сам думает по поводу своего поведения, и что мог бы сделать — это поможет ребенку сформулировать поведенческие стратегии.
  4. Поставить ситуацию на паузу
    Дать возможность ребенку взять тайм-аут. Не доводить конфликт до острой фазы, а просто выдохнуть, дать себе возможность успокоиться, чтоб потом решить проблему мирным способом.
  5. Обучайте ребенка навыкам решения проблем
    Проектное и алгоритмическое мышление — навыки 21 века, необходимые для успешной карьеры. Но они также помогают детям сохранять психологическое равновесие, потому что они умеют находить формулу решения для любой возникшей проблемы. Дети, не имеющие устойчивых навыков решения проблем, чаще не имеют возможности осознать, что у них есть выбор поведенческой модели в любой ситуации. Можно предложить ребенку решать простые бытовые вопросы с помощью следующего алгоритма: определить проблему, разработать не менее пяти способов ее решения, определить плюсы и минусы каждого решения, выбрать оптимальное решение, проверить свой выбор.
  6. Хвалите ребенка
    Хвалите ребенка каждый раз, когда ему удается спокойно выразить свои чувства или успокоиться после истерики.
  7. Содействуйте сотрудничеству
    Хвалите ребенка за командную работу, предлагайте ему коллективные занятия, способствующие развитию коммуникативных навыков, взаимовыручки и поддержке.
  8. Укрепление эмпатии
    Создавайте среду для развития эмоционального интеллекта ребенка. Ребенок может учиться заботе о домашних животных, родителях, братьях и сестрах. Помочь могут также и занятия творчеством, походы в театр, чтение книг. Обсуждайте с ребенком разные ситуации, даже если они не касаются лично его.
  9. Объясните последствия
    Детям младшего возраста нужно рассказать о неприятных последствиях агрессивного поведения, подростки должны четко понимать, что определенные их действия могут быть наказуемы законодательно.
  10. Сократите стресс
    Проследите, когда у детей бывают истерики или вспышки агрессивного поведения. Нет ли какой-то закономерности? Что именно нервирует ребенка? Часто дети выходят из себя, когда они устали или эмоционально возбуждены. А может ребенку просто нужно больше сна или обнимашек?
Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

И, наконец, покажите ребенку позитивные сценарии. Расскажите ему о людях, которые добивались много с помощью своих знаний, а не демонстрации силы. Дети, в первую очередь, смотрят на своих родителей и ближайшее окружение: расскажите ему о своей учебе и карьере. Читайте вместе книги и статьи, слушайте подкасты и смотрите документальные книги об известных людях, подмечая в обсуждении, что именно помогло им добиться успеха. 

Успешность, достижение целей, реализация личных желаний очень мотивируют в любом возрасте. Но детям младшего возраста еще сложно ставить перед собой четкие цели. Но и им можно мягко указывать на то, что даже супергероям из мультфильмов приходиться многому научиться, чтоб быть успешными. Всегда обращайте внимание на то, сколько усилий прикладывают любимые герои на пути к результату (даже маленькая свинка Пеппа не сидит сложа руки!) У детей постарше уже могут быть конкретные увлечения: расскажите им о людях, добившихся высоких результатах в этих сферах. Найти пример можно в абсолютно любой области. Не приукрашайте действительность, ребенку важно понимать, что на пути к звездам встречаются и тернии. Это поможет ему верить в себя, не бояться неудач и понимать, что всегда можно найти решение. 

Часто бывает, что родителям тоже нужна поддержка, ведь они склонны принимать поступки ребенка на свой счет и винить себя в них. Помните, что дети не умеют обрабатывать эмоции и информацию, как взрослые. Они не хотят уязвить вас намеренно. Агрессивное поведение — следствие импульсивности, а не злого умысла. Если вы уже проговаривали с ребенком поведенческие вопросы, а ситуации повторяются — это не специально. У детей иначе устроена память, им нужно больше времени, чтоб усвоить устные инструкции. Чем младше ребенок, тем больше практики и повторений ему необходимы. Старайтесь сосредоточиться на поддержании позитивных отношений с ребенком. Вам тоже может понадобиться помощь, чтоб сохранять энергию и баланс — обязательно находите время на себя.

Взрослому, как бы трудно это не было, нужно оставаться лидером, быть взрослым в любой ситуации. Это требует много сил, поэтому никогда не жертвуйте собственным психологическим здоровьем, не забывайте поддерживать и себя тоже.

Ребенок должен знать, что каждый человек иногда испытывает гнев и даже хочет сделать что-то обидное другому. С ним все нормально, если он злится, разочарован, ему обидно и грустно. Просто на протяжении всего детства, а иногда и взрослой жизни, люди учатся контролировать свои эмоции.

Поделитесь в соцсетях:

Вам может быть интересно