Как помочь ребенку не бояться говорить на английском
- 1. Я лучше напишу!
- 2. Я устал слушать!
- 3. Я не хочу перекрикивать!
- 4. Мне просто скучно!
- 5. Как помочь стеснительному ребенку заговорить на английском, если вы готовы лично участвовать в процессе?
Страх неудачи, непонимание и грамматические ошибки — три самые распространенные причины, по которым люди всех возрастов боятся говорить по-английски. Совершение ошибок ощущается как неудача, позор или провал. Следом неизбежно возникает чувство тревоги, а тревога снижает способность мозга выполнять свою работу так, как он должен. Это означает, что, когда мы беспокоимся о том, чтобы хорошо говорить по-английски, наш мозг не может выдавать ожидаемый результат. Также обычно присутствует страх осуждения. Мы часто думаем, что другие судят нас за наши грамматические ошибки или ошибки в произношении. У детей все эти страхи и тревоги множатся в разы, ведь они еще так не уверены в себе. Да и любят посмеяться над ошибками друг друга, чтобы лучше скрыть собственную неуверенность.
Я лучше напишу!
Самая распространенная причина: дети учатся читать и писать по-английски, но их не учат общаться. Общение — часто не то, на что обращают внимание на уроках английского языка в школе. Это все равно, что пытаться рассказать кому-то, как ездить на велосипеде, что такое велосипед, где находятся колеса и педали и как они работают, не посадив человека на велосипед. Можно узнать много полезного, но так и не научиться ездить. То же и с языком. Читая книги на английском языке, ваш ребенок не заговорит по-английски. Но чтение вслух на английском языке — уже отличный метод обучения, который повышает уверенность в разговорном английском. Домашнее упражнение, безусловно, поможет ребенку правильно формулировать свои мысли. Но регулярное общение с преподавателями и носителями, разбор речевых ошибок прямо в процессе разговора — опыт коммуникации, который пригодится во взрослой жизни не только для общения на иностранном языке.
Я устал слушать!
Ваш ребенок учится говорить по-английски, и у него, кажется, есть все возможности для этого… но учитель всегда исправляет ошибки ребенка. Никто не любит, когда его постоянно поправляют. Это отбивает желание что-либо делать, особенно когда речь идет о детях. Они хотят пробовать и делать все самостоятельно, предупреждения взрослых — для них скорее демотиватор. Дайте им возможность ошибаться, а уже после объясните, что делать, чтобы получить лучший результат. Во многом дополнительные языковые занятия этим и дополняют педагогов общеобразовательных школ. В программы курсов уже заложено, что дети не любят слушать, они хотят действовать и пробовать. Слушание утомительно и, к тому же, создает иллюзию, что изучаемый предмет слишком сложен.
Я не хочу перекрикивать!
Ребенок очень застенчивый и тихий, его буквально не слышно среди громких голосов одноклассников. Ничего удивительно, что после нескольких попыток переступить через себя и заговорить, он сдается. В этом случае уроки один на один с преподавателем или носителем языка — это возможность вырастить двуязычного ребенка, который уверенно говорит на английском. Для которого говорение не сопряжено с внутренним поединком. Со временем уверенность проявится и перед большим количеством людей.
Мне просто скучно!
И наконец, возможно ребенка просто не интересует обсуждаемая тема, поэтому он не хочет участвовать в беседе. Может быть, тема урока или конкретная поставленная задача не подходят для возраста ребенка? Возможно примеры из школьных учебников никак не отражают интересы современных детей? Вряд ли ребенок захочет учиться крутить педали, когда все вокруг встали на лонгборды. Тут уже можно помочь и в домашних условиях. Найдите интересную тему, обсудите с ребенком новый мультфильм. Попросите его описывать на английском языке вкусную еду или новую компьютерную игру. Ищите, как его можно применить школьные «топики» для последующего рассказа о своих интересах.
Как помочь стеснительному ребенку заговорить на английском, если вы готовы лично участвовать в процессе?
Напоследок, приведем несколько простых советов, которые помогут развить уверенность в себе у вашего ребенка при говорении на иностранных языках:
- Не заставляйте ребенка давать развернутые ответы на наводящие вопросы. Можно сказать всего одно-два слово, если пока это все, что он может произнести. Зато он сделает это уверенно, спокойно и точно без ошибки. Вам же останется «подгонять» вопросы и подавать пример, стимулируя его постепенно наращивать объем, заимствуя какие-то обороты из вашей речи.
- Расслабьтесь сами, чтобы ребенок чувствовал, что вы довольны им, и спокойно отвечал на вопросы, а не пытался угадать ваше настроение или разочаровать ваше ожидание.
- Не перебивайте (и не позволяйте родственникам вокруг перебивать), когда ваш ребенок говорит.
- Оставьте разбор ошибок на потом. Не останавливайте ребенка, услышав в его речи ошибку. Разберите ее позже, с примерами.
- Дайте возможность использовать имеющийся словарный запас и фразы, которые ребенок уже хорошо знает. Не усложняйте задачу новыми вводными. Пусть ребенок преодолеет страхи на более простом и привычном материале, в котором он уверен.
- Убедитесь, что ребенок понимает вопросы и задачу. Используйте родной язык, чтобы уточнить что-то, если это необходимо.
- Продолжайте говорить весело и не слишком долго. Например, попросите ребенка рассказать вам о том, что он видит из окна машины, пока возвращаетесь из школы. Пусть он назовет сколько красных машин или автобусов видит. Важно, чтобы ребенок говорил английские слова, не беспокоясь о правильности произношения. Принимайте ошибки и короткие ответы спокойно.
- Не спешите. Это одно из главных условий. Говорите медленно сами. Чтобы ребенок понял, что от него хотят и не торопите его с ответом. Дайте время все обдумать, «прокрутить» в голове правильный ответ и озвучить его вам.
- Читайте больше вслух по очереди или по ролям. Расширение пассивного словарного запаса даст необходимую уверенность в своих силах.
- Покажите ребенку, что он отлично говорит и выглядит. Зеркало, камера телефона, диктофон. Детям часто кажется, что со стороны они выглядят ужасно. Но мы-то знаем что это не так. Помогите ребенку убедиться в этом. Например запишите фрагмент, а потом попробуйте смонтировать из него блогерский ролик.
- Не будьте идеальными. Покажите ребенку, что вы тоже ошибаетесь, стесняетесь, но преодолеваете свой страх. Все ошибаются, и никто не осуждает нас за такие ошибки, не перестает общаться с нами и не бросается читать лекцию по разбору ошибок. Даже если вы прекрасно говорите по-английски, не нужно демонстрировать свое превосходство. Это лишь еще больше отпугнет ребенка.