Все серьезно? Или зачем учиться у профессиональных педагогов

Обновлено:
В современном мире получить знания можно разными способами. Найти собеседника в специальных приложениях и практиковать разговорный английский; работать онлайн с репетитором из любой точки мира; купить дистанционный курс или подписку и учить язык самостоятельно; в конце концов — найти единомышленников в своем городе или даже школе и вместе делать домашку и готовиться к экзаменам. Однако какой результат и через какое время принесут — если принесут — такие занятия? Но если заниматься в школе с учителем не интересно и не продуктивно, что делать? Давайте попробуем разобраться вместе.
Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Зачем уметь учить?

Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда человек прекрасно знает свое дело и в совершенстве владеет материалом, но научить другого делать так же хорошо, как сам — не может. Не может объяснить так, чтобы его поняли, передать навыки, что особенно важно — передать так, чтобы принимающий мог пользоваться ими уверенно и автономно. Собственно, эту проблему — но разумеется не только и не столько эту — решает педагогика. Одна из древнейших наук посвящена комплексному обучению и воспитанию людей (не только детей). Одной из основ педагогики является как раз методология — тот инструмент, с помощью которого учитель успешно передает магическое знание ученику).

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Сделаем маленькое отступление и поговорим о педагогических методиках и методологии. Эти слова мы слышим постоянно, не сильно вникаем в суть и понимаем разницу. Как появляются методики обучения и преподавания, например, языка или математики? В начале появляется гипотеза, теория о том, как человек учится. Когда теория подкрепляется научными исследованиями, она превращается в научный подход. Например, вы наверняка слышали о коммуникативном подходе или методе изучения иностранного языка. Его идея в том, что учащийся лучше усваивает язык, если использует его для коммуникации и взаимодействия с другими людьми. Далее педагоги, ученые, создают методы — практические инструкции, рассказывающие как именно, с помощью чего и по каким маршрутам нужно учить и учиться, чтобы реализовать определенный подход. После появления подхода проходит не один десяток лет, в течение которых педагоги проверяют подход и теорию. Отрабатывают практические методы, корректируют все это, проверяют и закрепляют результаты, и только после этого формируют оптимальный набор методов, которые и становятся «методикой» или «технологией». В нашем случае — методикой, техникой преподавания иностранного языка. То самое умение научить другого, без которого любое знание останется непонятным и не переданным.  

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Очевидно, что такими долгими, сложными, тонкими и трудоемкими процессами могут заниматься только профессионалы. Люди, получившие определенное образование, накопившие академический багаж, проверившие его на практике и так далее и так далее. Эти люди и есть профессиональные педагоги, закончившие профильный ВУЗ, знакомые и с основами педагогики, и психологии, и физиологии, и конечно же — с педагогическими методиками. После окончания соответствующего ВУЗа, если человек решил посвятить себя педагогике, он начинает нарабатывать опыт и практику. Как правило — в общеобразовательной школе. И вот тут возникает ряд проблем, которые часто делают хорошее начало не хорошим продолжением.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Свобода творчества

Не секрет, что в любой бюрократической системе такой важный фактор, как творческая свобода педагога сегодня фактически отсутствует. Возможно, это основная причина, почему во многих классах детям скучно. А если скучно — значит нет мотивации учиться, значит будут не очень хорошие результаты, а главное — стимула продолжать образование и как бы банально это ни звучало — узнавать новое и делать таким образом свою жизнь интереснее и лучше. Методики это очень хорошо и правильно, но если педагога загоняют в строгие рамки одного подхода, в которых он вынужден существовать годами, постепенно и его мотивация профессионально развиваться, узнавать и применять новое, исследовать предмет своей деятельности — пропадает. Мало кому удается преодолеть внешние и внутренние преграды и стать действительно выдающимся педагогом в жесткой государственной системе образования. Не только в России, но и во всем мире. Об это еще более 50 лет назад писала замечательная учительница Бел Кауфман в своей книге «Вверх по лестнице, ведущей вниз». И не только она.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

С развитием системы частного образования эта проблема отходит на второй план. У педагогов есть выбор, где и как строить свою карьеру и заниматься любимым делом. Если преподаватель действительно любит свою профессию и хочет преуспеть в ней, он будет искать место, в котором сможет максимально реализовать себя. Миф о «бедном учителе» уже повержен. Педагог может быть преуспевающим, востребованным, увлеченным. Безусловно, это отражается на результатах его работы. Развиваться в соответствии с мировыми стандартами, готовить своих студентов к международным экзаменам и помогать им начинать свой путь в образовании и карьере, но главное — иметь возможность творчески подходить к своей работе, применяя все полученные знания — вот основное преимущество для педагога быть вне стандартной системы образования.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

И всем хорошо

Разумеется, и для учащихся такие педагоги — большая удача и поддержка. Увлечь ребенка предметом, найти оптимальную и подходящую форму преподавания, чтобы ученик легко и незаметно для себя усваивал материал, смешать, но не взбалтывать, всё лучшее из существующих методик или в совершенстве овладеть определенной — под силу только грамотному педагогу. Все перечисленные в начале самостоятельные или частные способы (не методы) изучения языка могут стать дополнительным инструментом, но не более того. Конечно, все мы слышим истории «вундеркиндов», освоивших язык за год. Но замечаем ли мы, что во всех этих историях есть частные курсы или школы иностранного языка? Задумываемся ли, что когда ребенок что-то не понимал, педагог не делал это проблемой ребенка, не ругал его (особенно публично), а объяснял иначе, с другим подходом? Без самостоятельной работы и сильной мотивации, но и без сильного капитана, в этом сложном и интересном плавании изучения иностранных языков причалить к нужной гавани будет не просто. Поэтому мы искренне желаем вам найти свою профессиональную команду, чтобы покорить задуманные горизонты!

Поделитесь в соцсетях:

Вам может быть интересно