Креативное программирование: как дети могут создавать интерактивные истории на Scratch?

Обновлено:
Визуальный язык программирования Scratch разработан специально для детей. На нем придумывают анимационные ролики, игры, интерактивные сюжеты. Язык доступен для детей, так как работает с помощью перетаскивания блоков кода. Программа развивает логические навыки в интересной и адаптированной для школьников форме.
Freepik
Freepik

Что такое интерактивные истории?

Интерактивные истории — уникальный способ повествования, где читатели или зрители могут влиять на ход событий. В традиционных книгах или фильмах зрители / читатели не вмешиваются в задуманные автором повороты сюжета. Интерактивные истории дают пользователям принимать активное участие в развитии нарратива. Зрители выбирают, как будут действовать персонажи. Это делает процесс более интересным.

Преимущества Scratch программирования для детей:

  • Развитие креативности: Дети могут проявить творческие способности, создавая игровые миры.
  • Улучшение навыков программирования: на Scratch дети быстрее осваивают базовые положения кодинга.
  • Обучение без скуки: Интерактивные проекты повышают мотивацию к обучению. Они развивают любознательность, расширяют кругозор, а также побуждают приобретать новые навыки.

О Scratch

Платформа была разработана в Массачусетском технологическом институте (MIT) в начале 2000-х годов. Идея возникла из необходимости предоставить подросткам инструменты для изучения программирования, а также самостоятельной разработки интерактивных проектов. Основные разработчики — Митчелл Резник со своей командой из Lifelong Kindergarten Group. Они стремились создать доступный, интересный школьникам способ обучения кодированию.

Узнаваемый элемент Скрэтч — его маскот — котик Царапка (Scratch Cat). Герой делает платформу более дружелюбной, привлекая внимание детской аудитории. Царапка стал символом творчества и экспериментов. Котик сопровождает пользователей в обучающих материалах, а также в их проектах. Он выполняет разные действия, зависящие от кода, написанного ребенком.

С момента запуска платформа стала популярной среди образовательных организаций. Scratch — сообщество, где дети делятся проектами, комментируют работы друг друга, а также сотрудничают. Это своеобразная творческая социальная сеть для обмена знаниями и идеями между школьниками.

С течением времени проект продолжал развиваться, добавляя новые функции, улучшая интерфейс. В 2019 году была выпущена версия 3.0. Она включала поддержку работы на гаджетах, а также расширенный функционал для интеграции с физическими устройствами (Arduino, LEGO).

Характеристики:

  • Интуитивно понятный интерфейс: Юзеры легко осваивают Scratch, поэтому он подходит начинающим. Кодирование на Scratch не требует предшествующего опыта или знания сложных математических правил.
  • Библиотека ресурсов: На платформе много спрайтов, звуков, фонов, которые можно использовать для проектов.
  • Сообщество: На сайте пользователи делятся проектами, получая отзывы от единомышленников.

Пошаговое руководство для создания собственных креативных историй

Разработка интерактивной истории — увлекательный процесс, состоящий из нескольких этапов. В этом разделе дадим пошаговое руководство по разработке историй.

Шаг 1: Определение сюжета и персонажей

Прежде чем приступить к работе, определите основной сюжет истории. Задайте вопросы:

  • Какая основная идея сюжета?
  • Какие персонажи будут участвовать?
  • Каковы основные события должны произойти?

После того как сюжет определен, переходите к проработке списка персонажей и их характеристик.

ПРАКТИКА: Давайте придумаем простую сказку взаимодействия двух героев. Пусть это будут Лисенок и Мартышка. Действие строится вокруг для рождения одного из них и праздничного торта со свечами.

Выбираем наших зверей — Лисенка и Мартышку в библиотеке костюмов. Создаем двух Спрайтов.

СОВЕТ: Вдохновляться можно персонажами, которые уже добавлены в библиотеку Костюмов. Они разделены на тематические категории. Многие спрайты разработаны в нескольких позах. Смена будет считываться зрителем как анимационное движение. Чтобы сочинить необычную сказку, берите спрайтов из разных миров и сеттингов: животных, людей, фантастических существ. Пусть они оказываются в неожиданных локациях. В рассказе появится интрига. Слом ожиданий зрителя — дополнительная иммерсивность, а также повышение интереса к продукту.

Фото автора
Фото автора

Шаг 2: Создание сцен и фонов

История будет состоять из разных сцен, для каждой из которых нужен свой фон.

  1. Выбирайте готовые фоны из библиотеки или загружайте свои.
  2. Создайте свои фоны с помощью встроенного редактора.

Каждый фон раскрывает атмосферу сцены.

ПРАКТИКА: Место действия в мультике — лес. Выбираем в библиотеке фонов картинку с лесной поляной, где будут взаимодействовать герои.

Фото автора
Фото автора

Шаг 3: Программирование действий персонажей

Теперь добавим жизни сказочным зверятам! Используйте блоки кода для прописывания их действий:

  • Движение: Определите, как персонажи будут двигаться по сцене.

ПРАКТИКА: Добавляем каждому спрайту движение по направлению друг к другу. Добавляем команды из библиотеки «Код» — события — «когда зеленый флажок нажат», затем условие из библиотеки движения «идти 70 шагов». Количество шагов можно настроить вручную в зависимости от мизансцены.

Диалоги: Используйте блоки для отображения текстовых сообщений от персонажей.

ПРАКТИКА. Добавляем фразы с приветствием у Лисенка и Мартышки. В коде прописываем условие с паузой. Тогда движение и разговор происходят последовательно, а не одновременно.

Фото автора
Фото автора

ПРАКТИКА: Расширяем сюжет взаимодействия персонажей, добавляя новые реплики. Не забудьте поставить паузы ожидания в условия кода, чтобы диалог разворачивался логично и последовательно.

  • Выборы: Добавьте возможность выбора для пользователя, чтобы он мог влиять на ход событий. На Скрэтч такие функции доступны для более продвинутых пользователей.
Фото автора
Фото автора

Шаг 4: Добавление звуков и музыки

Звуки играют важную роль в атмосфере сказки. На платформе существуют следующие функции звукового оформления:

  1. Загрузить собственные звуковые файлы или выбрать из библиотеки.
  2. Программировать в среде Scratch звуки так, чтобы они воспроизводились в нужные моменты (например, при появлении мультяшки или выборе варианта).

ПРАКТИКА: Попробуйте изучить звуки, которые в большом количестве представлены во встроенной библиотеке Скрэтч. Выберите нужное аудиальное сопровождение сцены.

Фото автора
Фото автора

Шаг 5: Тестирование и доработка проекта

После завершения всех этапов нужно протестировать последовательность:

  1. Проверьте, работают ли все действия спрайтов.
  2. Убедитесь, что звуки воспроизводятся в нужный момент.
  3. Попросите друзей или родителей стать первыми зрителями, поделиться впечатлениями.

Не бойтесь обратной связи: вносите изменения, улучшая проект!

Чтобы лучше понять механику платформы, посмотрите видеообзор:

Заключение

Разработка интерактивных историй на простейшем языке  — эффективный способ развивать навыки детского программирования в Scratch у детей. Благодаря интуитивно понятному интерфейсу и широким возможностям, платформа — идеальная среда обучения. Дети создают увлекательные сюжеты, учатся работать с кодом, развивают креативность, алгоритмическое мышление. Scratch — первый шаг к освоению мира технологий. Игра дает детям навыки, необходимые для построения успешной карьеры в XXI веке.

Поделитесь в соцсетях:

Вам может быть интересно