Как учить? Краткий обзор 10 лучших (и не очень) образовательных стратегий

Обновлено:
Начиная учить язык или решив повысить свой уровень, каждый ученик хочет найти максимально эффективный и интересный способ это сделать. Ключевой фактор успеха —  методика, или способ изучения языка. В этом вопросе вряд ли стоит изобретать велосипед и формировать свой метод. Всё уже давно придумано, апробировано на сотнях учеников, отточено и модернизировано в соответствии  с современными требованиями. Наш краткий обзор современных методик изучения иностранного языка поможет вам сориентироваться в этом многообразии.
Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Communicative language teaching (CLT)

Коммуникативный метод изучения английского сейчас, пожалуй, наиболее актуальный и популярный. Отчасти потому, что он направлен на то, чтобы поставить учащихся в различные жизненные ситуации, чтобы они могли научиться использовать свои языковые навыки для общения в реальном мире. На беглость общения порой  делается больший фокус, чем на точность, а уроки носят очень практический характер. Это продуманная система обучения через моделирование ситуаций, максимально приближенных к жизненным, в которых понадобится знание языка. Не стоит, однако, думать, что коммуникативный метод — это «пустая болтовня». Отнюдь. Метод известен с 60-х годов, прошел и несколько модернизаций, и что особенно важно — получил научную доказательность эффективности. Метод стала базой почти всех учебных курсов по английскому языку от западных издательств вроде Oxford University Press, Macmillan, Cambridge University Press, а также определила формат известных международных экзаменов на знание английского языка, таких как IELTS и TOEFL.

Task-based language teaching (TBLT)

Вариация коммуникативного метода — метод обучения на основе задач. В центре внимания — подробное выполнение конкретной задачи, часто — групповое. И если в традиционных методиках ученики сначала узнают правило, подробно разбирают области и примеры его применения, а уже потом приступают к отработке навыка, в TBLT-методе все наоборот. Ученики получают задание — например, создать подробную презентацию на определенную тему, и уже в процессе выполнения задачи изучают сопутствующую лексику, грамматику и т.д. Для выполнения задачи предлагается прочитать или послушать исходный материал, провести собственное небольшое интернет-исследование, написать презентацию и подготовить устное выступление по теме. Как вы понимаете, отрабатываются все ключевые навыки владения языком.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Content and language integrated learning (CLIL)

Контентно-языковое интегрированное обучение подойдет продвинутым ученикам, чей уровень английского уже выше среднего. Метод CLIL принципиально предполагает одновременное изучение одного предмета (например, биологии, естественных наук или истории) и изучения языка, — эффективно объединяя два предмета. Обучение языку организовано вокруг требований первого предмета, а не целевого языка. Метод CLIL все чаще находит применение в современных учебниках английского для детей и подростков. Студенты не только изучают язык, но и познают мир, ставят опыты и узнают термины. В этом возрасте важно экспериментировать и учиться критически мыслить. Для кого-то метод даже сыграет роль своего рода профориентации. 

Cooperative Language Learning (CLL)

Совместное изучение языка или CLL является частью более широкого подхода к обучению, известного как Collaborative or Community Learning (CL). CLL стремится максимально использовать совместную деятельность учеников, в парах или малых группах. В CLL-классах все занятия разработаны таким образом, чтобы максимизировать возможности для социального взаимодействия учащихся. Студенты должны выполнять задания, взаимодействуя между собой и разговаривая/работая вместе. Роль учителя заключается в том, чтобы действовать как координатор и модератор процесса. Однако неверное, если сложится впечатление, что роль преподавателя может взять на себя кто угодно. Это не так. Любой метод — это система четких правил, и по системе может работать лишь профессионал.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

The Direct Method

Прямой метод сосредоточен на языке и только на языке. Учащийся вообще не использует родной язык в классе. Все задания и их выполнение, все общение в классе и с преподавателем проходит на иностранном языке. Учащиеся отрабатывают грамматические и коммуникативные навыки, проходя стандартные этапы: письмо, чтение, разговорная речь и т.д. В прямом методе разговорный язык является не конечным пунктом, а средством обучения. Через разговорный язык и многократные повторения фраз в контекстах, у студента формируются языковые привычки. 

Grammar-Translation

Это очень традиционный подход к обучению, известный еще с 16-го века, в котором приоритет отдается переводу с родного языка учащихся на целевой язык и наоборот. Чтобы преуспеть в этом подходе, студенты должны запомнить длинные списки лексики и подробные форматы и правила грамматики. Этот подход отдает предпочтение точности, а не беглости, и, как правило, способствует развитию навыков чтения и письма, а не навыков говорения. Недостатком этого подхода является то, что он не готовит учащихся к навыкам спонтанного общения. Поэтому занятия в классе обычно включают в себя грамматические упражнения, тесты на словарный запас и поощрение учащихся к включению новых грамматических концепций в стандартные письменные задания. Стоит ли выбирать этот метод, решать вам. Но сегодня стоящие перед учениками задачи явно не ограничиваются прямым переводом туда-обратно и зубрежкой лексики. При обучении таким методом студенты очень сильно полагаются на печатный текст, а иностранный язык в голове не существует в отрыве от родного. Убери у них печатный текст — студент теряется и чувствует себя беспомощным. А язык в первую очередь служит коммуникации, к сожалению грамматико-переводной метод в его чистом виде эту цель не достигает. 

Audiolingualism

Еще одна довольно классическая и несколько устаревшая форма обучения — аудиолингвизм. Методика зародилась в ответ на вызовы и проблемы грамматико-переводного метода и обращалась к главному пробелу этой системы — отсутствию упражнений на говорение и слушание. Однако способ заполнить этот пробел был выбран очень топорный и не гибкий.  Аудиолингвальный метод основывался на предположении, что язык — это набор паттернов, которые можно выучить многократным повторением. Для этого ученики, в некотором роде как попугаи, многократно слушали и повторяли одни и те же тексты и диалоги. Сегодня мы все понимаем, что такой подход не эффективен и очень ограничен. Любой язык — это прежде всего вариативное живое общение, а не шаблонные конструкции.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

Total Physical Response

Метод физического реагирования основан на предположении, что прежде, чем начать активно использовать знания и практиковать язык, ученик должен накопить некий объем пассивного багажа, практически на физиологическом уровне. Считается, что при таком подходе задействуется кинестетика и мышечная память. Дети прекрасно формируют ассоциации между словом и действием. Они наиболее успешно запоминают весёлое и интересное, поэтому игры, повторение движений и постоянное проговаривание новых слов и фраз способствуют непроизвольному их запоминанию и дальнейшему употреблению в речи. Не удивляйтесь, если в начале урока у студентов 5 лет в течение нескольких месяцев будет звучать одна и та же песня «Hello song». Для детей дошкольного возраста важна учебная рутина с очень частой (каждые 5–7 мин) сменой спокойной и активной деятельности.

The Silent Way

Наверное, трудно представить языковой класс, в котором учитель хранит молчание на занятиях. Однако именно этот подход лежит в основе данного метода. Не думаем, что стоит подробно обсуждать этот странный метод) Скажем лишь, что в свое время он был экстравагантно-популярным и сейчас может использоваться в обучении как оригинальный и экстравагантный ретро-метод, чтобы разнообразить учебные будни.

Изображение: Freepik
Изображение: Freepik

The Natural approach

Приверженцы так называемого «естественного подхода» или метода разделяют такие понятия как «изучение» и «овладение» языком. Изучение требует структуры и системы. Учебников, правил, упражнений, словарных списков и т.д. Для овладения же языком преподаватель должен «лишь» создавать среду, которая погружает учащихся в повторение, исправление и запоминание изучаемого языка.

Итак, смело можно утверждать, что сегодня коммуникативный подход остается наиболее эффективным, научно доказанным и интересным методом изучения языка. Однако универсальных отдельно стоящих методик, дающих 100% результат, не существует. Коммуникативный подход давно образовал успешный симбиоз с элементами других методов и приносит самый быстрый результат в изучении иностранного языка. Именно поэтому роль педагога остается решающей. Профессионализм преподавателя имеет куда большее значение, чем громкие рекламные лозунги и сложные названия методик. А такие эпитеты как «авторские» и «уникальные» методики в рекламе языковых центров должны вас скорее настораживать, чем увлекать.

Поделитесь в соцсетях:

Вам может быть интересно