Развитие креативности у детей: методы и игры
Зачем развивать креативное мышление у детей?
Творческий потенциал не ограничивается занятиями разными видами искусств: музыкой, декоративно-прикладным творчеством, письмом, театром или рисованием. Креативным можно быть в математике, науке, политике, строительстве, бизнесе. Творческий потенциал — раскрытие воображения, оригинальности, способности решать проблемы.
У всех людей есть творческие способности, и все могут их проявить. Главное в занятиях на развитие креативности у детей — не результат, а процесс. Детям нужны поощрение и поддержка для развития творческих навыков.
Преимущества творческих занятий:
- Физическое развитие
Школьники развивают мелкую моторику, улучшает координацию рук и глаз. - Умственный рост
На занятиях ученики пробуют новые идеи, развивают воображение, навыки решения проблем, видят результаты своих экспериментов. Они понимают, какая деятельность приносит им удовольствие, закрепляют опыт успешности. - Личностный рост
Творческий опыт может помочь выразить переживания через коммуникативные пути, отличные от вербальных. Это развивает уверенность в себе, снижает тревожность, помогая детям справляться со своими чувствами. - Уникальность
Творческий процесс подчеркивает уникальность ребенка, его сильные стороны. Школьники получают опыт успешности, повышая чувство собственного достоинства. - Решение проблем
На занятиях учащиеся экспериментируют, работают с разными материалами. Им нужно решать проблемы, возникающие по ходу, а также учатся сотрудничеству.
Методики развития креативного мышления у детей
Существует много методов, которыми можно пользоваться, когда мы развиваем креативность у детей. Первый и самый важный — насмотренность. Ее можно тренировать, как мышцы. Ходите с ребенком в музеи, театр, смотрите книжные иллюстрации — все это багаж, которым школьник сможет пользоваться на протяжении всей жизни. Насмотренность — фундамент креативности. Ребенок собирает в копилку разнообразные элементы, которые потом он сможет соединять необычным образом, устанавливая связи между разрозненными частицами.
Есть и специальные техники креативного мышления:
Мозговой штурм
Групповая генерация по поиску оптимальных решений. Участники набрасывают идеи, не оценивая их критически. После идеи отбираются и лучшие из них дорабатываются.
Десять идей в день
Предложите школьнику записывать по десять идей в день. Тема и реалистичность значения не имеют.
ТРИЗ
ТРИЗ — теория решения изобретательных задач, предложенная писателем Генрихом Альтшуллером. В отличие от мозгового штурма ТРИЗ предлагает создать систему решения проблемы, двигаясь от «как есть сейчас» к «как должно быть».
Таблица Осборна
Алекс Осборн изобрел таблицу для решения проблем. Ее можно применять к любой задаче. Для этого нужно сформулировать проблему, а потом ответить на десять вопросов:
- Можно ли это использовать иначе? Можно ли переместить идею в другой контекст?
- На что это похоже? Вспомнить похожие предметы или ситуации.
- Что если изменить какие-то элементы? Например, поменять цвет, форму, запах и т.д.
- Можно ли это увеличить? Если человек решает проблему — попробуйте известное драматургическое упражнение «Сделай хуже» - обострите ситуацию до предела.
- А если уменьшить?
- Заменить элементы. Какие элементы можно поменять? Какие действия заменить противоположными? Что произойдет?
- Поменять местами. Например, заменить причину на следствие.
- Найти противоположную идею.
- Совместить с чем-то еще.
- Трансформировать.
Запишите все ответы на листок, а потом проанализируйте их.
Метод Уолта Диснея
Этот метод предлагает решать проблему с точки зрения трех людей с разным мировоззрением: мечтателя, реалиста и критика. Применять можно индивидуально и в группах.
Игры для развития креативности у ребенка
Упражнения на развитие креативности у детей — это головоломки, ребусы, математические задачи, а также специальные игры:
Бином фантазии
Возьмите два слова, никак между собой не связанные. Например: лампа и пчела. Игрокам нужно придумать, как соотнести эти предметы между собой, придумав третье явление, которого еще нет.
Игру можно усложнить и предложить участникам придумать историю, в которой фигурировали бы эти предметы.
Еще один вариант: ведущий называет цепочку из трех явлений. Например: кровать — курица — рюмка. Детям нужно сочинить историю, в которой каждый из названных объектов кардинально меняет ход развития событий.
Ассоциации
Играть можно двумя способами. Первый: ведущий называет слово, а дети должны подобрать к нему как можно больше ассоциаций. Второй: ведущий показывает картинку с абстрактным изображением, а участники предполагают, на что похож рисунок.
Архитектор
Вариант для дошкольников: предложите ребенку нарисовать дом, вдохновленный буквой, которая есть в его имени. Например: буква Н — это качели между двумя деревьями в саду, а А — это дупло для птиц.
Младшим школьникам и подросткам можно предложить спроектировать дом, основываясь на списке из десяти слов, никак между собой не связанных. Каждое слово — это отправная точка для вдохновения. Например, апельсин — это оранжевые двери, а пловчиха — паттерн обоев в ванной комнате.
Новая жизнь старых вещей
Ведущий показывает участникам какой-нибудь старый предмет. Игрокам нужно придумать пять новых способов ее использования.
Например:
Предмет — банка из-под зеленого горошка
Новое применение:
- Горшок для цветов
- Стакан для карандашей
- Колокольчик
- Барабан
- Подсвечник
Если бы я был…
Положите на стол карточки с изображением разных объектов. Ребенок берет одну и рассказывает историю от лица этого объекта. Каким бы был его день, если бы он был котом? А если клубком ниток?
В развитии креативности помогут и настольные игры:
- «Имаджинариум»
- «Диксит»
- «Пиктомания»
- «Эмпатио»
- «Экивоки»
С подростками также можно посмотреть фильмы: