Любить и/ли учить? Полезные советы по языковой практике дома
- 1. Когда начинать?
- 2. Какую методику выбрать?
- 3. Советы для 3+ лет
- 4. Советы для 5–6 лет
- 5. Советы для 7–8 лет
Когда начинать?
Это важный вопрос, но однозначного ответа на него, увы, нет. Учить ли язык с пеленок или ждать поступления в первый класс? Есть аргументы «за» и «против» в обоих случаях. В 3 года ребенок учит английский почти неосознанно, интуитивно. Запоминая слова, копируя произношение, уже к первому классу малыш приобретет некоторую уверенность в себе и точно не будет бояться говорить по-английски с учителем и друзьями. Однако для такого развития нужно и дома подпитывать языковую среду. Идеально, если английский в семье — второй язык. Но если это не так, его можно сделать, как минимум, часто практикуемым в общении. Например, некоторые родители выбирают обсуждать «секретные» темы между собой на английском, одновременно скрывая от детей лишнюю информацию и стимулируя их любопытство. И конечно, важна форма дополнительного обучения, адаптированная под возраст и интересы ребенка.
Сторонники подождать до школы, «он еще русский не выучил», тоже по-своему правы. Подходя к изучению английского, ребенок будет уже понимать суть обучения, привыкнет заниматься систематически по другим предметам, овладеет принципами родного языка и подмечать нюансы и различия. Но увлечь такого ребенка будет уже куда сложнее. Такая стратегия хорошо срабатывает с детьми, которые изначально любят учиться и получают от процесса удовольствие. Их путь будет более систематичным и осмысленным, но и куда более сложным и долгим. Недаром говорят, что, обучаясь иностранному языку с младшего возраста, вырастают практики, а в зрелом возрасте — теоретики.
Тем не менее, вне зависимости от выбранного подхода, одно остается неизменным в обоих вариантах. Увлечь! Дать возможность получать удовольствие, радость от обучения.
Какую методику выбрать?
Доман или Зайцев? Карточки или кубики? А зачем выбирать жесткую систему, если можно взять понравившиеся вам практики из каждой и скомбинировать на вкус ребенка? Ведь все методики строятся на 5 базовых принципах:
- Естественность. Занятия должны быть комфортными, регулярными и приятными.
- Интерес. Пробудить у ребенка интерес к языку — главная задача. В противном случае, у малыша сформируется стереотип, что английский — это скучно, нудно и трудно.
- Последовательность. Начинать нужно с азов. Уделять внимание нужно всем аспектам одновременно: грамматике, разговорной практике, чтению.
- Настойчивость. Придется побороться с нехочухами и капризулями, чтобы добиться результата, который порадует и вас, и их самих.
- Игра. Главный инструмент познания для ребенка — игра. С ее помощью начать изучение английского языка детям проще всего. Ситуативные, музыкальные, соревновательные, онлайн-приложения или «старые добрые» игры с предметами и наглядным материалом — вариантов игры сотни. Главное не превращать процесс в рутинную и пугающую повинность.
Советы для 3+ лет
Не спешите учить алфавит, это успеется. Сначала дети учатся слушать, потом говорить, читать, а затем и писать. Сразу учите слова — названия предметов, членов семьи, фруктов, овощей — всего, что окружает малыша. И задавайте простые вопросы на повторение, What is it? Is it a…? и т.д. Можно разделить всё по темам. Например, одну неделю учить названия игрушек, а следующую — еду, потом мебель. Конечно, слова должны быть короткими и простыми. Устраивайте малышу викторины. Сложите игрушки и какие-то предметы в мешочек и, доставая по одной спрашивать у малыша, что это. Можно расставить игрушки и предметы по всему дому и просить принести что-либо, называя этот предмет на английском.
Конечно же, используйте песенки (ссылка на наш материал) и короткие мультфильмы. Это и тренировка произношения, и памяти, и возможность вместе петь и танцевать. Онлайн игры и тренажеры оставьте на более старший возраст, экранное время малышей должно быть ограничено.
Если хотите использовать книги, выбирайте виммельбухи, или «гляделки». Книги без слов, с огромным количеством мелких деталей на ярких, очень разнообразных по стилю иллюстрациях. Они бывают и тематическими (например, серии издательства Clever), и ситуативными (серия «Городок» С.Р. Бернер). Такие книги не только тренируют память, внимание, но и могут быть тренажером викторин. Просите найти малыша на картинке предмет или животное. Where is a fox? Here it is! И далее по картинкам.
Советы для 5–6 лет
Ну вот пришло время и для алфавита! Как же учить? И снова не выбираем один способ, комбинируем. Песенки, видео, карточки, кубики. Если вы учили слова до алфавита, дело с ним пойдет быстро. Так как в этом возрасте дети схватывают все «на лету», внимательно относитесь к произношению. Если дома языковая среда не сильно «английская», лучше запишите ребенка в языковую школу.
Учите скороговорки, короткие стишки, сначала только с частью текста на английском, отдельными словами (мнемонические считалки), постепенно переходя к полностью на английском. Например, такие:
Возле forest чудный house.
В нём живет малышка Mouse.
Mouse любит book читать.
И на sofa сладко спать.
Подметает чисто flat.
Варит apple на обед.
Навестить Grandmother надо.
Вот старушка будет рада.
В window она глядит.
Возле house Cat сидит.
Когти острые у Cat.
Ждёт добычу на обед.
Door открылась. На порог
Выбегает страшный Dog.
Помогите! Ай-ай-ай!
А ему в ответ: «Goodbye!»
Dog страшнее, чем акула.
Так вот Mouse Cat «надула»
И не забывайте хвалить ребенка за успехи вместо того, чтобы осуждать за неудачи! В этом возрасте похвала — лучшая мотивация.
Советы для 7–8 лет
Ребенок уже имеет хороший словарный запас, выучил буквы, и готов идти дальше — учиться читать и писать.
Не пренебрегайте транскрипцией. Это хорошее подспорье в начале пути. Не отказывайтесь от карточек, просто усложните их, к каждой букве алфавита добавляйте несколько слов (с транскрипцией).
Используйте загадки и головоломки, играйте в поиск потерянных букв и наведение порядка в перемешавшихся буквах слова. За каждое успешно выполненное задание придумайте награду, такая мотивация уже больше подходит первокласснику (можно ссылку на статью про мотивацию).
Включайте английский в повседневную активность. Постоянно повторяйте слова и короткие фразы, вопросы, устойчивые выражения. И не переусердствуйте. Помните, что теперь английский — школьный предмет. Если контакта с учителем не сложилось, ваша задача прежняя — продлить удовольствие и радость, чтобы интерес к изучению не пропал навсегда. Песенки, мультики, фильмы. Книги, комиксы, курсы или языковая школа — не дайте детскому любопытству к другим языковым системам и культурам угаснуть как можно дольше.