Китайский язык и мозг

Изучение иностранных языков развивает мозг ребенка в любом возрасте. Китайский язык тренирует оба полушария мозга и повышает когнитивные способности, которые не задействуются при освоении других языков и систем письменности. В статье расскажем, как китайский язык развивает мозг ребенка.
Freepik

Китайский язык — самый распространенный первый, то есть родной, язык в мире. На нем говорят около 960 миллионов человек. Несмотря на множество диалектов, китайский язык уже более 500 лет является лингва-франка для населения всего Китая и Тайваня.

Поскольку Китай в последние десятилетия занял позицию крупнейшей мировой державы с высоким экономическим ростом, поэтому все чаще в качестве второго языка люди выбирают именно китайский. Дети, которые начинают учить язык в дошкольном возрасте, чаще добиваются произношения, близкого к носителям. Кроме того, маленькие дети, подвергающиеся воздействию богатого разнообразия звуков, разовьют слух и во взрослом возрасте будут более восприимчивы к новым языкам.

При изучении английского и других европейских языков у человека активно работает левое полушарие мозга, однако при изучении китайского включается еще и правое полушарие (так в чем уникальность, если оба языка развивают одно и то же полушарие?), отвечающее за обработку музыки, способность различать частоты и тона. Это связано с тем, что говорящие на китайском языке люди используют интонирование, чтоб различать разные значения отдельных слов. Ранний подход особенно важен, когда ребенок учит языки из языковой группы, носителем которой он не является, так как овладение ими требует больше времени. Русскоговорящему человеку требуется в три-четыре раза больше часов, чтоб изучить китайский, японский, арабский или корейский, по сравнению с такими языками, как английский, немецкий, французский или испанский.

Freepik

Преимущества, которые получают дети при изучении китайского языка:

1. Развивает точный слух и интерпретацию звуков

Китайский — тональный язык, в котором схожие звуки могут обозначать совершенно разные вещи. Например, слог «ма» в зависимости от его тона может означать лошадь, ругать или мать. В нетональных языках тон передает только эмоциональную информацию, но не меняет смысл произнесенных слов. Различать тональность речи детям легче, если они чувствительны к различиям в звуках. Чем раньше ребенок начинает учить китайский, тем точнее он воспроизводит эти звуки. Раннее знакомство с тонами и звуками помогает развивать у детей музыкальные способности.

2. Развивает зрительную память и способность интерпретировать символы

Китайская письменность основана на тысячах символов. В процессе изучения китайского языка нужно читать и интерпретировать огромное количество визуальных символов. Китайский активирует больше областей мозга, чем английский или русский языки, основанные на фонетическом алфавите. Дети, изучающие китайские, лучше понимают искусство и символику визуальной коммуникации.

Freepik

3. Улучшает координацию

Большинство разговорных языков в мире представлены системами письменности, в которых используются символы. Они могут быть буквенными (как, например, в русском или английском языках) или не алфавитными (как китайский). В алфавитной письменности каждый символ представляет только одну фонему, то есть один звук. Например, в слове «книга» символ «к» обозначает звук [к]. В неалфавитных — каждый символ — это всегда нечто большее и более глубокое. Например, один символ может соответствовать либо слогу, либо морфеме. В слове 朋友 (Péngyǒu) — друг: иероглиф 朋 сам по себе не имеет никакого значения, это просто слог. А в слове 的士 (Dí shì) — такси: иероглиф 的 сам по себе является притяжательным местоимением, а 士 означает «солдат».

Слово «орфография» в значение символа или единицы языка не существует. Есть «орфография» как наука и «орфограмма». Вместо него должно быть употреблено «форма письменности», потому что именно об этом и будет идти речь, а не о единообразие написания слов. Если говорить о формах письменности, то существуют пиктографическая, идеографическое, слоговое и буквенно-звуковое. Китайская письменность относится к иероглифической, а английская — к буквенно-звуковой. Если делить их на две большие категории, то это будет алфавитная и не алфавитная письменность. Теперь об иероглифах. 朋 — графема, а не слог. Графема — это единица письменности, а слог — это фонетико-фонологическая единица. Теперь «морфема». Слово «морфема» передает значимую часть слова. Как стоят в одном ряду термин фонетики «слог» и морфемический термин «морфема» — не понятно. Словом, в этом абзаце смешаны просто слова из лингвистики и всем им присвоены абсолютно не те значения, которые приняты в лингвистике. 

Для освоения китайской письменности ребенку нужно уметь писать в разных направлениях с различной степенью давления рук. Русский язык линеен и передается на письме слева направо, а китайские иероглифы имеют сложную структуру и пишутся в четырех направлениях: влево, вправо, вверх и вниз. Такое письмо стимулирует нейронную активность, развивает мелкую моторику, пространственное мышление и координацию. Поэтому изучение китайского языка полезно не только детям, но и пожилым людям для тренировки мозга.

Freepik

4. Раскрывает математические способности

При изучении китайского языка математические концепции — неотъемлемая часть владения языком. Иероглифы имеют глубокую связь с числами своих компонентов, что сильно отличается от германских или латинских языков (такой группы не существует, есть романские языки, в которые входит французский, испанский, итальянский и др. В таком случае, последующие выгодные стороны китайского с позиции математики не имеют смысла, потому что обозначение чисел во французском языке может сто тысяч раз переплюнуть китайский. Например, 70 — soixante et onze (60 + 11)) . Например, в русском языке слово «двенадцать» соответствует цифру 12. Однако в китайском иероглиф, обозначающий 12, обозначает не цифру 12, а цифры 10 и 2. То есть сам язык похож на простые математические задачи на сложение.

Это очень странный абзац: в английском языке используется такой же принцип (западногерманская группа языков), как и в китайском, судя из того, что описано — twenty (20) one (1). 

Таким образом, в процессе освоения языка дети одновременно знакомятся со звуками, рисованием и математикой. Это активирует больше областей мозга и улучшает когнитивные способности. Говорящие на русском или английском языках чередуют работу правого и левого полушария, для разговора на китайском — оба полушария работают одновременно. Это улучшает математические способности, а также креативность, навыки решения проблем и эмоциональный интеллект.

5. Повышает навыки решения проблем

Когда ребенок думает, как именно ему следует написать или произнести что-то на китайском, он вынужден анализировать язык на более глубоком уровне. Ребенку нужно соединять разные звуки и символы со словами, а также сравнивать и противопоставлять свой родной язык китайскому на фундаментальном уровне. 

Что значит «противопоставлять на фундаментальном уровне»? Некоторые методики преподавания языком вообще не проводят аналогий между родным языком студента и изучаемым языком.

Этот процесс улучшает критическое мышление ребенка, он учится решать проблемы новыми и творческими способами, даже когда работают над вопросами, не связанными с языком.

Freepik

6. Повышает академическую успеваемость

Ученые доказали, что дети, изучающие иностранные языки, более гибкие и восприимчивые, они способны переключаться между разными системами символов.

7. Расширяет кругозор

Изучая китайский язык, ребенок знакомится с другой культурой, сильно отличающейся от той, носителем которого он является. Они поймут какие ценности важны китайцам, смогут сопоставить их с собственными ценностями. Это помогает им налаживать прочные связи с абсолютно разными людьми, независимо от того, где эти люди выросли.

Freepik

8. Развивает креативность

Китайский сильно отличается от языков, имеющих латинские корни. 

Еще раз — латинских языков не существует. Языки, произошедшие от латинского, называются романскими. К тому же, почему тут упоминаются именно они? Логично будет сказать о восточнославянских языках (русский) или же западногерманских языках (английский). 

Пиктограммы (пиктограмм в китайском очень мало, значительную часть занимают идеограммы) и иероглифы требуют более абстрактного мышления, что позволяет ребенку иначе посмотреть на язык, отнестись к нему более творчески. Изучение китайского языка вырабатывает у ребенка привычку видеть далекие связи, а это и есть креативность.

9. Улучшает способности к языкам

Люди, знающие один язык, легче усваивают языки той же языковой группы. Например, носители русского легче освоят польский, сербский и другие славянские языки. 

(Очень спорное утверждение. Напротив, ряд лингвистов и исследователей языка утверждают, что человеку сложно освоить тот язык, который входит в одну группу с родным языком человека. Поэтому многие полиглоты не советуют смешивать в изучении два языка из одной группы. Например, не советуют учить английский (англо-фризская подгруппа) и немецкий (южногерманская подгруппа) вместе, так как это языки одной группы (западногерманской). Однако учить языки разных групп даже советуют. Например, китайский можно учить вместе с английским или даже японским (потому что у них с китайским разные семьи).

Freepik

Тем, кто уже знает английский, легче дастся, например, немецкий из-за их общих германских корней. Китайский похож на другие азиатские языки. Зная его, можно освоить еще японский или корейский.

Только в контексте кандзи, но в остальном это абсолютно разные языки из разных семей.

Поделитесь в соцсетях: