Что такое SMART-цели и как их использовать в жизни подростка
Что такое SMART-цель?
Определить цель — не слишком сложная задача. Как ее достичь? Для этого нужен рабочий план. На помощь придет метод SMART в постановке целей.
SMART — конкретная, измеримая, достижимая, а также ограниченная по времени цель. Она отвечает на вопрос: «Что делать?». К примеру: увеличить средний балл по биологии до 4,5. Одна SMART-цель — один конкретный, измеримый результат.
S — specific — конкретная
Школьнику нужно понимать, какие ему прилагать усилия, какие действия совершать уже на этапе постановки цели.
- Верно ли поставлена цель? Почему она приведет ребенка к результату?
- Кто и какие задачи должен выполнять для достижения цели? Подросток действует сам или ему необходимы помощники?
- Что необходимо для решения задач на пути к достижению цели? Какие ресурсы потребуются ребенку?
M — measurable — измеримая
Подростку стоит сразу определить критерии успеха, с помощью которых он будет оценивать результат.
- Какие критерии достижимости цели?
- Какими количественные показатели, которыми будет измеряться решение задач?
- Какие качественные изменения произойдут, если цель будет достигнута?
A — achievable — достижимая
Цель не должна быть заоблачной, иначе она будет пугать, а подросток быстро выгорит. При этом она не может быть слишком простой, ведь она открывает новые возможности, а значит достаточно амбициозна.
- Есть ли у подростка навыки и опыт для достижения установленной цели?
- Возможно ли решить задачи в конкретные сроки?
- Есть ли у ребенка необходимые ресурсы для достижения цели? Есть ли у него время, чтоб выполнять намеченные задачи?
R — relevant — значимая и реалистичная
Цель должна соответствовать потребностям ребенка, его жизненным приоритетам.
- Отвечают ли задачи личным представлениям ребенка об успехе? Мотивируют ли они его?
- Даст ли достижение цели школьнику более важные для него преимущества? Например, он повысит успеваемость в школе, по причине чего будет ощущать себя увереннее, успешнее и счастливее.
- Какие бонусы получит ребенок по итогу?
- Что случится, если цель не будет достигнута? Каковы риски?
T — time bound — ограниченная по времени
Цель обязательно должна быть ограничена конкретными сроками. Для эффективного выполнения плана школьнику нужно сразу определить тот период, за который он хочет добиться результата.
- К какому конкретному сроку подросток планирует добиться результата?
- Может ли ребенок разбить цель на ряд небольших этапов, установить контрольные точки, по которым он сможет контролировать промежуточные результаты?
Пример постановки SMART-цели
Цели бывают краткосрочными и долгосрочными. Краткосрочные — достигаются за небольшой временной этап. В их достижении могут помочь ежедневные или еженедельные действия. Достижение долгосрочных целей занимает больше времени, выполняемые на пути задачи — это краткосрочные цели.
Разберем метод SMART на конкретных примерах. Эмилии 13 лет, она любит рисовать и увлекается графическим дизайном. В данный момент девочка думает о покупке нового планшета. Ее цель можно назвать долгосрочной: Эмилии понадобится полтора месяца, чтоб ее добиться.
S — specific — конкретная | |
Не конкретно | Конкретно |
Хочу планшет | Хочу накопить на графический планшет для рисования, который поможет мне усовершенствовать способности графического дизайна |
M — measurable — измеримая | |
Не измеримо | Измеримо |
Хочу планшет | Мне надо накопить 5 499 рублей, чтоб приобрести графический планшет для рисования |
A — achievable — достижимая | |
Недостижимо | Достижимо |
Хочу планшет | По субботам я буду подрабатывать курьером по 2 часа в день, чтобы заработать 5 499 рублей, на которые я смогу приобрести графический планшет для рисования |
R — relevant — значимая и реалистичная | |
Не значимо | Значимо |
Хочу купить планшет | Хочу усовершенствовать свои навыки графического дизайна с помощью графического планшета для рисования, который я куплю за 5 499 рублей, накопленные с доходов от подработок курьером |
T — time bound — ограниченная по времени | |
Не ограничено по времени | Ограничено по времени |
Хочу купить планшет | Хочу купить графический планшет для рисования через полтора месяца. Для этого я буду работать курьером по субботам по 2 часа, зарабатывая по 1000 рублей в день. Через 6 суббот я смогу накопить 6000 рублей |
У Эмилии есть старший брат Лев. Ему 17 лет. Он ученик одиннадцатого класса и хочет поступить в университет за границей. Для этого ему нужно составить мотивационное эссе в университет. Как метод SMART может помочь ему?
S — specific — конкретная | |
Не конкретно | Конкретно |
Написать письмо | Написать мотивационное письмо для поступления в университет, отредактированное и готовое к отправке |
M — measurable — измеримая | |
Не измеримо | Измеримо |
Написать письмо | Написать мотивационное эссе для поступления в университет, длиной от 450 до 650 слов (примерно один лист формата А4), отредактированное и готовое к отправке |
A — achievable — достижимая | |
Недостижимо | Достижимо |
Написать письмо | Написать мотивационное эссе для поступления в университет, длиной от 450 до 650 слов (примерно один лист А4), пользуясь шаблонами, советами и статьями, опубликованными на сайте университета; затратив на их исследование и составление письма одну неделю |
R — relevant — значимая и реалистичная | |
Не значимо | Значимо |
Написать письмо | Я хочу переехать заграницу, поступив в один из пяти заграничных вузов, оптимальных для меня по требованиям и профилю подготовки, для этого я должен составить мотивационное эссе, так как это часть подготовки к поступлению |
T — time bound — ограниченная по времени | |
Не ограничено по времени | Ограничено по времени |
Написать письмо | Крайний срок подачи заявок — конец декабря этого года, значит, у меня остался месяц, чтоб подготовить весь пакет документов. На мотивационное письмо я выделю одну неделю. К следующему понедельнику, через 7 дней, я напишу мотивационное письмо для поступления в институт, отредактированное и готовое к отправке. |
Эффективная постановка целей и метод SMART дают ребенку установку на рост, могут помочь преодолевать стресс, видеть пути решения даже для сложных задач и не сдаваться при столкновении с трудностями. Кроме этого, система SMART дает:
- Обучает подростков распределять время
- Учит разбивать большие задачи на несколько маленьких
- Повышает мотивацию, чувство удовлетворения от проделанной работы и уверенность в себе
- Учит оценивать свои ресурсы, а еще обращаться за помощью, когда это необходимо
Как ребенку научиться ставить Смарт-цели и достигать их?
Есть несколько шагов, которые могут помочь школьнику эффективно работать с методом SMART:
- Цель важна для самого подростка, а не для его окружения (родителей, учителей и т.д.)
- Большую цель следует разбить на маленькие, тогда каждый шаг будет проще держать под контролем
- Определите действия, которые нужно исполнить внутри каждой маленькой задачи, чтоб она была решена
- Установите конкретные сроки, за которые цель должна быть достигнута. Кроме того, установите временные рамки и для каждой маленькой задачи
- Оцените ресурсы. Помогите подростку понять, что у него есть для удачного выполнения задач, а чего ему не хватает, где и как он имеет возможность получить помощь
- Определите критерии успеха, с помощью которых можно оценить итоги работы
- Используйте визуализацию. Это могут специальные приложения для постановки целей, доски и таблицы — все, что может стать поддержкой в отслеживании процесса
- Установите контрольные точки. Пусть подросток сверяется в процессе: что уже сделано, а что еще предстоит? На что стоит направить внимание? Какие стратегии работают, а какие требуют корректировки? К примеру, если цель — улучшить годовую успеваемость, то такие сверки возможны после каждой четверти.
Использование Смарт-целей в жизни подростков
Постановка целей по SMART должна фокусироваться на важных для подростка областях:
- Образование
- Здоровье
- Саморазвитие
- Семья и друзья
- Интересы и увлечения
Система постановки целей SMART эффективна практически во всех областях жизни как взрослого, так и подростка. Ребенок будет добиваться результатов, минимизируя стресс и опыт неудач, а это, в конце концов, дает ему опору, чувство уверенности.