Что такое SMART-цели и как их использовать в жизни подростка

Умение ставить цели — важный навык в любом возрасте. Школьникам целеполагание может помочь упорядочить жизнь, сосредоточиться на том, чего они желают добиться. Непросто попасть куда-то, в случае если не представляешь, куда направляешься. Постановка целей по SMART — технология, помогающая детям сконцентрироваться, грамотно распределять время и ресурсы. Как применить SMART цели в жизни подростка рассказываем в блоге UFirst.
Freepik

Что такое SMART-цель?

Определить цель — не слишком сложная задача. Как ее достичь? Для этого нужен рабочий план. На помощь придет метод SMART в постановке целей.

SMART — конкретная, измеримая, достижимая, а также ограниченная по времени цель. Она отвечает на вопрос: «Что делать?». К примеру: увеличить средний балл по биологии до 4,5. Одна SMART-цель — один конкретный, измеримый результат.

Freepik

S — specific — конкретная

Школьнику нужно понимать, какие ему прилагать усилия, какие действия совершать уже на этапе постановки цели.

  • Верно ли поставлена цель? Почему она приведет ребенка к результату?
  • Кто и какие задачи должен выполнять для достижения цели? Подросток действует сам или ему необходимы помощники?
  • Что необходимо для решения задач на пути к достижению цели? Какие ресурсы потребуются ребенку?

M — measurable — измеримая

Подростку стоит сразу определить критерии успеха, с помощью которых он будет оценивать результат.

  • Какие критерии достижимости цели?
  • Какими количественные показатели, которыми будет измеряться решение задач?
  • Какие качественные изменения произойдут, если цель будет достигнута?

A — achievable — достижимая

Цель не должна быть заоблачной, иначе она будет пугать, а подросток быстро выгорит. При этом она не может быть слишком простой, ведь она открывает новые возможности, а значит достаточно амбициозна.

  • Есть ли у подростка навыки и опыт для достижения установленной цели?
  • Возможно ли решить задачи в конкретные сроки?
  • Есть ли у ребенка необходимые ресурсы для достижения цели? Есть ли у него время, чтоб выполнять намеченные задачи?

R — relevant — значимая и реалистичная

Цель должна соответствовать потребностям ребенка, его жизненным приоритетам.

  • Отвечают ли задачи личным представлениям ребенка об успехе? Мотивируют ли они его?
  • Даст ли достижение цели школьнику более важные для него преимущества? Например, он повысит успеваемость в школе, по причине чего будет ощущать себя увереннее, успешнее и счастливее.
  • Какие бонусы получит ребенок по итогу?
  • Что случится, если цель не будет достигнута? Каковы риски?

T — time bound — ограниченная по времени

Цель обязательно должна быть ограничена конкретными сроками. Для эффективного выполнения плана школьнику нужно сразу определить тот период, за который он хочет добиться результата.

  • К какому конкретному сроку подросток планирует добиться результата?
  • Может ли ребенок разбить цель на ряд небольших этапов, установить контрольные точки, по которым он сможет контролировать промежуточные результаты?

Пример постановки SMART-цели

Цели бывают краткосрочными и долгосрочными. Краткосрочные — достигаются за небольшой временной этап. В их достижении могут помочь ежедневные или еженедельные действия. Достижение долгосрочных целей занимает больше времени, выполняемые на пути задачи — это краткосрочные цели.

Freepik

Разберем метод SMART на конкретных примерах. Эмилии 13 лет, она любит рисовать и увлекается графическим дизайном. В данный момент девочка думает о покупке нового планшета. Ее цель можно назвать долгосрочной: Эмилии понадобится полтора месяца, чтоб ее добиться.

S — specific — конкретная
Не конкретно Конкретно
Хочу планшет Хочу накопить на графический планшет для рисования, который поможет мне усовершенствовать способности графического дизайна
M — measurable — измеримая
Не измеримо Измеримо
Хочу планшет Мне надо накопить 5 499 рублей, чтоб приобрести графический планшет для рисования
A — achievable — достижимая
Недостижимо Достижимо
Хочу планшет По субботам я буду подрабатывать курьером по 2 часа в день, чтобы заработать 5 499 рублей, на которые я смогу приобрести графический планшет для рисования
R — relevant — значимая и реалистичная
Не значимо Значимо
Хочу купить планшет Хочу усовершенствовать свои навыки графического дизайна с помощью графического планшета для рисования, который я куплю за 5 499 рублей, накопленные с доходов от подработок курьером
T — time bound — ограниченная по времени
Не ограничено по времени Ограничено по времени
Хочу купить планшет Хочу купить графический планшет для рисования через полтора месяца. Для этого я буду работать курьером по субботам по 2 часа, зарабатывая по 1000 рублей в день. Через 6 суббот я смогу накопить 6000 рублей

У Эмилии есть старший брат Лев. Ему 17 лет. Он ученик одиннадцатого класса и хочет поступить в университет за границей. Для этого ему нужно составить мотивационное эссе в университет. Как метод SMART может помочь ему?

S — specific — конкретная
Не конкретно Конкретно
Написать письмо Написать мотивационное письмо для поступления в университет, отредактированное и готовое к отправке
M — measurable — измеримая
Не измеримо Измеримо
Написать письмо Написать мотивационное эссе для поступления в университет, длиной от 450 до 650 слов (примерно один лист формата А4), отредактированное и готовое к отправке
A — achievable — достижимая
Недостижимо Достижимо
Написать письмо Написать мотивационное эссе для поступления в университет, длиной от 450 до 650 слов (примерно один лист А4), пользуясь шаблонами, советами и статьями, опубликованными на сайте университета; затратив на их исследование и составление письма одну неделю
R — relevant — значимая и реалистичная
Не значимо Значимо
Написать письмо Я хочу переехать заграницу, поступив в один из пяти заграничных вузов, оптимальных для меня по требованиям и профилю подготовки, для этого я должен составить мотивационное эссе, так как это часть подготовки к поступлению
T — time bound — ограниченная по времени
Не ограничено по времени Ограничено по времени
Написать письмо Крайний срок подачи заявок — конец декабря этого года, значит, у меня остался месяц, чтоб подготовить весь пакет документов. На мотивационное письмо я выделю одну неделю. К следующему понедельнику, через 7 дней, я напишу мотивационное письмо для поступления в институт, отредактированное и готовое к отправке.

Эффективная постановка целей и метод SMART дают ребенку установку на рост, могут помочь преодолевать стресс, видеть пути решения даже для сложных задач и не сдаваться при столкновении с трудностями. Кроме этого, система SMART дает:

  • Обучает подростков распределять время
  • Учит разбивать большие задачи на несколько маленьких
  • Повышает мотивацию, чувство удовлетворения от проделанной работы и уверенность в себе
  • Учит оценивать свои ресурсы, а еще обращаться за помощью, когда это необходимо

Как ребенку научиться ставить Смарт-цели и достигать их?

Freepik

Есть несколько шагов, которые могут помочь школьнику эффективно работать с методом SMART:

  1. Цель важна для самого подростка, а не для его окружения (родителей, учителей и т.д.)
  2. Большую цель следует разбить на маленькие, тогда каждый шаг будет проще держать под контролем
  3. Определите действия, которые нужно исполнить внутри каждой маленькой задачи, чтоб она была решена
  4. Установите конкретные сроки, за которые цель должна быть достигнута. Кроме того, установите временные рамки и для каждой маленькой задачи
  5. Оцените ресурсы. Помогите подростку понять, что у него есть для удачного выполнения задач, а чего ему не хватает, где и как он имеет возможность получить помощь
  6. Определите критерии успеха, с помощью которых можно оценить итоги работы
  7. Используйте визуализацию. Это могут специальные приложения для постановки целей, доски и таблицы — все, что может стать поддержкой в отслеживании процесса
  8. Установите контрольные точки. Пусть подросток сверяется в процессе: что уже сделано, а что еще предстоит? На что стоит направить внимание? Какие стратегии работают, а какие требуют корректировки? К примеру, если цель — улучшить годовую успеваемость, то такие сверки возможны после каждой четверти.

Использование Смарт-целей в жизни подростков

Постановка целей по SMART должна фокусироваться на важных для подростка областях:

  1. Образование
  2. Здоровье
  3. Саморазвитие
  4. Семья и друзья
  5. Интересы и увлечения

 Система постановки целей SMART эффективна практически во всех областях жизни как взрослого, так и подростка. Ребенок будет добиваться результатов, минимизируя стресс и опыт неудач, а это, в конце концов, дает ему опору, чувство уверенности.

Поделитесь в соцсетях: