Что не так со школьным английским?

London is the capital of Great Britan, — эту фразу помнит каждый российский школьник. Но помнит ли он что-то еще? Почему 10 лет школьного образования не гарантируют свободного владения иностранным языком?
Freepik

Почему, даже если везет с учителем, способным заинтересовать детей языком, все равно приходится заниматься дополнительно? Давайте попробуем разобраться, что не так со школьным английским.

Английский язык — самый популярный в России в качестве изучения его как иностранного. Его еще с началки учат в школах, потом в институтах — кажется, он сопровождает человека всю жизнь. Однако к хорошему уровню владения это, как правило, не приводит. Конечно, всегда есть исключения, но в основном — увы, хорошо знают язык те дети, которые тратят на него время за пределами класса в общеобразовательной школе.

Конечно, английский — иностранный для большинства из тех, кто на нем говорит. Можно решить, что любой ученик любой школы способен изъясняться лишь с помощью короткого набора выражений. Но, согласно статистике, Россия занимает лишь 19-е место среди стран Европы по уровню владения английским языком. Самые высокие показатели у Швеции, где английский язык дети начинают учить только с третьего класса, то есть чуть позже, чем в России. По данным работодателей, только 5 из 100 соискателей в России владеют английским языком на уровне от B2.

Freepik

За время обучения в школе российские дети проходят в среднем 700—800 академических часов. Их должно быть достаточно для получения уровня С1 (advanced — продвинутый), так почему же дети выпускаются в лучшем случае с А2?

Формальные стандарты обучения

Школьная программа по английскому меняется очень медленно, а ее основы закладывались еще в советское время, когда знание иностранного языка еще не представлялось базовой необходимостью для любого человека.

Школьные учителя обязаны неукоснительно следовать программе, а она предполагает соблюдение календарного плана, а не учет индивидуальных особенностей учеников. В результате ко всем детям применяется единый усредненный подход: и к отличникам, и к тем, кому нужно чуть больше времени на усвоение материала — пользы от этого не получает ни те, ни другие. Одним детям скучно, другие не успевают. Учитель вынужден давать некоторые темы бегло, если, не дай бог, возникло отставание от плана.

Учебники

Учебники, используемые в школах, обязательно должны входить в список, одобренный Министерством образования. Список не обновляется ежегодно и не перепроверяется на соответствие фактическим требованиям времени, то есть очень быстро устаревает.

Так, например, в большинстве учебников алфавит учат по 8—9 букв за урок на протяжении трех занятий. Звукосочетаниями произношению внимания не уделяется, а дальше ребенок, освоивший алфавит, уже должен суметь выполнять задания на чтение и аудирование. Без отработки звуков — это бессмысленная и малоэффективная работа.

Freepik

Дефицит времени

700—800 часов, отведенных на освоение иностранного языка за весь школьный путь, достаточны для изучения языка при грамотном их распределении. По факту же 45 минут урока при наполняемости класса в 15 человек не дают возможности вести разговорную практику — на каждого ученика приходится не более 3 минут. А этого времени ничтожно мало для того, чтоб стать активным пользователем языка.

Академический подход к обучению

Таблицы, правила, схемы — все это, конечно, важно, но совершенно не соответствует восприятию ребенка в начальной школе. Кроме того, темы в учебниках попросту не соответствуют интересам детей. Никто не будет смотреть с ними передовые сериалы для подростков в оригинале или разбирать тексты вирусных песен в Tik-Tok. Учителя может и хотели бы, но не положено.

Существенным обстоятельством является и тот факт, что обучение в педагогических ВУЗах тоже идет по устаревшим образовательным стандартам. В итоге и молодые учителя ведут уроки по схеме: чтение и перевод текста. Такая система давно признана неэффективной, но в общеобразовательных школах она применяется как основная.

Скучные уроки

Учебники предлагают детям тексты и диалоги, которые не имеют никакого отношения к их реальным повседневным интересам. Также с первых лет обучения детям предлагают осваивать множество грамматических правил: язык начинает казаться ребенку трудным и скучным делом, а вернуть утраченную мотивацию гораздо сложнее, чем активировать ее с нуля.

Преподавание на русском языке

Учителя ведут уроки на русском, в итоге ребенку сложно развить навыки восприятия английской речи на слух и говорения. Чтение и перевод текстов, на которых построена большая часть школьного обучения, предполагает, что, если ребенок знает, как переводится то или иное слово, то он с легкостью и расслышит, и использует его в речи. На самом деле, это не так. В разговорах с носителями дети теряются и не улавливают смысл сказанного: не хватает и практики, и знания акцентов.

Freepik

Система оценивания

Так уж сложилось, что в российских школах система оценивания строится не на поощрениях, а на наказаниях. За ошибку ученики всегда ждут наказание как минимум в виде плохой оценки. У ребенка закрепляется страх перед ошибками, который часто сопровождает и во взрослой жизни. Это сказывается и на знании английского языка: ученик просто боится вступать в диалог, чтоб не совершить ошибку.

Мотивация

Чем замотивировать школьников на изучение английского? Вообще-то вариантов масса. Например, он сможет играть в любимые игры и понимать все их секретики, ведь они часто доступны только на английском, а также самостоятельно их разрабатывать. Но в школе мотивация сводится к общей успеваемости и сдаче экзаменов. Детей не учат общаться и владеть языком свободно, их учат для ЕГЭ (который, кстати рассчитан на уровень B2—C1, поэтому его, как правило, сдают дети, занимающиеся дополнительно).

Человеческий фактор

Учителя могут быть хорошими и плохими, а еще они могут увольняться и постоянно меняться — в общеобразовательной школе выбирать не приходится. Повезет, если попадется высококвалифицированный педагог, горящий своим предметом и следящий за всеми новинками в сфере образования, но может случиться так, что в класс придет просто «говорящая голова» с далеко не красным дипломом.

Отсутствие игровых технологий

Редкий учитель внедряет игры в школьные уроки. Игровой способ познания — один из самых эффективных для поддержания познавательной деятельности не только детей, но и взрослых. Так язык усваивается легко и ненавязчиво, а дети воспринимают предмет как нечто интересное и увлекательное.

Все средства обучения делятся на две группы: материальные и идеальные. К первой относятся учебные пособия, ко второй — методы и формы организации образовательной деятельности. Обучение дает максимальный результат, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга. В изучении иностранных языков очень большую роль играет принцип коммуникативной направленности, однако, в общеобразовательных школах с уроками два раза в неделю страдает именно он. На разговорную практику попросту не хватает времени. А каникулы и картины и вовсе сводят усилия на «нет»: без постоянной практики знания быстро выветриваются.

Freepik

При выборе дополнительных занятий английским языком важно обращать внимание на следующие факторы:

  • много живого общения и разговорной практики
  • преподавание ведется преимущественно на английском языке
  • учителя регулярно посещают семинары и курсы повышения квалификации
  • школа следит за образовательными и воспитательными трендами, но не слепо гонится за ними
  • хорошая программа обучения с проверенными современными методиками
  • наличие образовательной лицензии
  • хорошая репутация и положительные отзывы реальных учеников
Поделитесь в соцсетях: