Чтение на ЕГЭ
- 1. Структура части «Чтение»
- 2. Задания части «Чтение»
- 3. Задание 12–18
- 4. Задание 12
- 5. Задание 13
- 6. Задание 14
- 7. Задание 15
- 8. Задание 16
- 9. Задание 17
- 10. Задание 18
- 11. Результаты и типичные ошибки в разделе «Чтение» на ЕГЭ
- 12. Задание 10
- 13. Задание 11
- 14. Задания 12–18
- 15. С чем чаще всего связаны ошибки в разделе «Чтение»?
- 16. Советы по подготовке к чтению на ЕГЭ
- 17. Как подготовиться к ЕГЭ в UFirst
Структура части «Чтение»
По сравнению с 2023 годом структура ЕГЭ не сильно изменилась. Экзамен по-прежнему состоит из письменной и устной частей, проводимых в разные дни. В письменной части четыре раздела: аудирование, чтение, грамматика и лексика, письменная речь. Раздел 2 «Чтение» состоит из 9 заданий трех уровней сложностей, на выполнение которых выделяется 30 минут. Максимальное количество первичных баллов за задания этого раздела — 12. Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного раздела от максимального первичного балла за всю работу, равного 82 – 14,6.
Задания проверяют умение понимать основное содержание прочитанного текста, структурно-смысловые связи в нем и детальное понимание информации.
№ Задания | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания |
---|---|---|---|---|
Письменная часть | ||||
Раздел № 2 «Чтение» | ||||
10 | Понимание основного содержания текста | Б | 3 | 8 |
11 | Понимание структурно-смысловых связей в тексте | Б | 2 | 8 |
12 | Полное понимание информации в тексте | В | 1 | 2 |
13 | В | 1 | 2 | |
14 | В | 1 | 2 | |
15 | В | 1 | 2 | |
16 | В | 1 | 2 | |
17 | В | 1 | 2 | |
18 | В | 1 | 2 |
Источник: Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2024 году единого государственного экзамена по иностранным языкам ФИПИ
Каждое задание так или иначе связано с чтением и проверяет следующие навыки:
- Читать про себя и понимать основное содержание текста, содержащего некоторые неизученные языковые явления
- Соотносить содержание текста с заголовком
- Читать про себя и понимать структурно-смысловые связи в тексте, содержащем отдельные неизученные языковые явления
- Полностью понимать содержание письменных текстов, содержащих некоторые неизученные языковые явления
- Отделять главную информацию от второстепенной
- Определять ключевые слова и фразы
- Использовать языковую догадку
На экзамене используются различные жанрово-стилистические тексты: публицистические, художественные, научно-популярные и прагматические тексты.
Уровень сложности | Чтение |
---|---|
Базовый |
Краткие тексты информационного и научно-популярного характера; публицистические (например, рецензия) и научно-популярные тексты |
Высокий |
Художественный или публицистический (например, эссе) текст |
Задания части «Чтение»
Задание 10
Проверяемые умения:
- Читать про себя и понимать общий контекст
- Соотносить заголовки с содержанием текста
Источник: Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2024 года по английскому языку (письменная часть) ФИПИ
В задании требуется прочитать тексты и подобрать к ним соответствующие заголовки. Один из них при этом окажется лишним.
Задание считается выполненным, если ответ дан верно и записан так, как это указано в инструкции. Если экзаменуемый делает от 4 до 7 ошибок, при проверке задание оценивается в 0 баллов. Если в ответе стоит больше 7 символов, то ученик тоже получит 0 баллов.
Как решить?
- Обращайте внимание на ключевые слова, которые помогут выбрать нужный заголовок.
- Внимательно читайте тексты. Часто в первом и последнем предложениях содержится основная информация, в остальных — более мелкие детали.
- Сначала соотнесите те фрагменты, в которых вы наиболее уверены.
Задание 11
Проверяемые умения:
- Читать про себя, улавливая общий контекст
- Понимать структурно-смысловые связи в тексте
- Понимать базовые структуры английских предложений
- Знать виды союзов и союзных слов
Источник: Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2024 года по английскому языку (письменная часть) ФИПИ
Выпускнику нужно прочитать текст и заполнить шесть пропусков.
Задание оценивается в 0 баллов, если экзаменуемый допускает от 3 до 6 ошибок или указывает в ответе больше, чем 6 символов.
Как решить?
- Уделите внимание грамматическим правилам построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Большая часть пропусков зачастую связана с частями сложных предложений.
- Сначала прочитайте, а потом переведите все варианты ответов. В какой части предложения они могут стоять? Если предположить логически, какой знак препинания будет следовать за ними — точка или запятая.
- При подготовке уделите внимание освоению структурно-смысловых связей. Выучите придаточные, чтоб понимать какой предлог может идти за той или иной частью предложения.
Задание 12–18
Проверяемые умения:
- Полностью понимать смысл написанного текста
- Уметь отличать главную информацию от второстепенной
Задания 12–18 связаны с одним текстом. Ученику нужно прочитать предложенный текст, а затем ответить на 7 вопросов по нему. К каждому вопросу дается 4 варианта ответа, из которых только 1 правильный.
Источник: Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2024 года по английскому языку (письменная часть) ФИПИ (фрагмент предложенного текста для выполнения заданий 12–18)
Задание 12
Источник: Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2024 года по английскому языку (письменная часть) ФИПИ
Задание 13
Источник: Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2024 года по английскому языку (письменная часть) ФИПИ
Задание 14
Источник: Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2024 года по английскому языку (письменная часть) ФИПИ
Задание 15
Источник: Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2024 года по английскому языку (письменная часть) ФИПИ
Задание 16
Источник: Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2024 года по английскому языку (письменная часть) ФИПИ
Задание 17
Источник: Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2024 года по английскому языку (письменная часть) ФИПИ
Задание 18
Источник: Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2024 года по английскому языку (письменная часть) ФИПИ
Как решать?
- Вопросы располагаются в том порядке, в котором информация расположена в тексте.
- Внимательно читайте и переводите текст, так как для правильных ответов часто нужно понимать детали.
- Сначала пробегите текст глазами, чтоб понять контекст. Затем читайте каждое задание, чтоб найти ответы в тексте.
- Если вы не знаете каких-то слов идите путем исключения: отметайте все, что точно не подходит в качестве верного ответа.
Вот так будет выглядеть ваш заполненный бланк с ответами на часть ЕГЭ «Чтение»:
Результаты и типичные ошибки в разделе «Чтение» на ЕГЭ
По данным ФИПИ в 2023 году ЕГЭ по английскому языку сдавали 85 796 человек. Минимальный тестовый балл составлял 22. 2,47% экзаменуемых не смогли преодолеть минимальный порог, но при этом по сравнению с прошлыми годами выросло число стобалльников. В 2023 году ими стали 215 человек. При этом с разделом «Чтение» успешно справилось большинство учеников (процент выполнения заданий — 67,85).
Источник: Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2023 года по иностранным языкам ФИПИ
Задание 10
Это задание базового уровня сложности, оно редко вызывает у выпускников серьезные сложности. Тем не менее некоторые ученики все же допускают ошибки.
Текст, предложенный на экзамене:
At the edge of Russia, on the Pacific Ocean, there is the distinctive Kamchatka peninsula, famous for its rich natural diversity. This land is surrounded by rough ocean waters, in the interior lie fiery volcanoes and boiling, steaming geysers. Some 300 volcanoes, 29 of which are active, make up nearly 40% of the peninsula. But Kamchatka’s landscapes and natural diversity are not the only things to attract the travelers from far and wide: the area is also rich in opportunities for extreme sports. Make your adventures in Kamchatka unforgettable.
Перевод: На окраине России, на берегу Тихого океана, расположен самобытный полуостров Камчатка, известный своим богатым природным разнообразием. Эта земля окружена бурными океанскими водами, внутри находятся огненные вулканы и кипящие, дымящиеся гейзеры. Около 300 вулканов, 29 из которых действующие, занимают почти 40% территории полуострова. Но пейзажи и природное разнообразие Камчатки — не единственное, что привлекает путешественников со всего мира: край также богат возможностями для занятий экстремальными видами спорта. Сделайте свои приключения на Камчатке незабываемыми.
Варианты заголовков:
- Watching predators and prey / Наблюдение за хищниками и охота
- Hot water, cold air / Горячая вода, холодный воздух
- How locals live and entertain / Как живут и развлекаются местные жители
- Impressive but difficult to reach / Впечатляет, но трудно добраться
- For the strong and adventurous / Для сильных и предприимчивых
- Nature and activities to enjoy / Природа и развлечения для удовольствия
- Conquering cold waves / Покоряя холодные волны
- Closer to wildlife / Ближе к дикой природе
Многие участники выбрали заголовок № 5 — For the strong and adventurous. Но этот ответ ошибочный. Правильный вариант заголовок № 6 — Nature and activities to enjoy. Вот фраза из текста, которая помогает выбрать ответ № 6:
But Kamchatka’s landscapes and natural diversity are not the only things to attract the travelers from far and wide: the area is also rich in opportunities for extreme sports.
Задание 11
65% выпускников справляются с этим заданием. Вот один из фрагментов текста, где ошибки встречались чаще всего:
Months of late-night studying led to amazing results. Young scientists reported
E_______________________ sleeplike behavior. This made it the first animal without a brain
known to do so. The results suggest F_______________________ life, as the jellyfish group of
animals first arose about 700 million years ago, and have stuck with us ever since.
Варианты ответов:
- how talkative they were in a situation close to / насколько они были разговорчивы в ситуации, близкой к
- that sleep evolved early in the history of animal / что сон развился на ранней стадии развития животных
- that the upside-down jellyfish Cassiopea showed / что показала перевернутая медуза Кассиопея
- strengthen memory and keep the brain healthy / укрепить память и сохранить мозг здоровым
- the students were having coffee and started debating / студенты пили кофе и начали спорить
- when three science students crept into the lab / когда трое студентов-естествоиспытателей пробрались в лабораторию
- if they could get the jellies’ attention / если б они могли привлечь внимание медуз
Рассмотрим предложение с пропуском Е. Некоторые экзаменуемые в качестве ответа выбрали фрагмент 1, еще ряд участников — фрагмент 2.
Судя по структуре предложения E пропуск должен начинаться с that. Таких вариантов всего два — 2 и 3. Остается выбрать из них, исходя из контекста. Если подставить фрагмент 2, то предложение потеряет смысл. Остается только один вариант — фрагмент 3. Подставляем и получаем:
Young scientists reported that the upside-down jellyfish Cassiopea showed sleeplike behavior.
Молодые ученые сообщили, что перевернутая медуза Кассиопея ведет себя, как будто спит.
Если обратить внимание на последующее за фрагментом Е предложение, то увидим, что в нем вместо существительного jellyfish Cassiopea используется местоимение it.
А вот во фрагменте F правильным будет ответ под номером 2.
Задания 12–18
Это задания высокого уровня сложности, иногда они вызывают трудности даже у учеников с высоким уровнем владения английским языком.
Разберем одно из таких заданий. В нем предлагается ответить на поставленный вопрос, выбрав один из 4 предложенных вариантов.
Фрагмент текста:
Our university has an entire webpage devoted to internships and how to get them. A free account for an internship network is created for each student upon admission to the university. You can research employers, apply for jobs and internships, begin the internship registration process and participate in on-campus mock interviews. There are multiple people to support you. Schedule an appointment with a career coach — for help in finding or developing an internship opportunity that is right for you. During the school year, you can also meet with a peer advisor for a CV or cover letter review. Visit with your academic advisor or departmental internship coordinator to find out about academic internship courses or opportunities offered through your major department.
Вопрос: Which of the following is not offered by the author's university as a support in seeking internships?
Варианты ответа:
- Meetings with prospective employers.
- Online tips for finding internships.
- Training procedures for selection.
- Individual face-to-face consultations.
Разберем ответы:
Верным будет вариант 1 — Meetings with prospective employers / Встречи с потенциальными работодателями — такой возможности университет не предоставляет.
А вот все остальные предоставляет:
2 — Online tips for finding internships / Онлайн-советы по поиску интернатуры
Our university has an entire webpage devoted to internships and how to get them. A free account for an internship network is created for each student upon admission to the university.
3 — Training procedures for selection / Тренировочные интервью перед поступлением
You can research employers, apply for jobs and internships, begin the internship registration process and participate in on-campus mock interviews.
4 — Individual face-to-face consultations / Индивидуальные очные консультации
There are multiple people to support you. Schedule an appointment with a career coach… you can also meet with a peer advisor for a CV or cover letter review. Visit with your academic advisor or departmental internship coordinator to find out about academic internship courses or opportunities offered through your major department.
Экзаменуемых чаще всего подводило игнорирование частицы NOT. Вместо того, чтоб искать, о чем в тексте речь не шла, они искали ответы, совпадающие с информацией из текста.
Что требуется уметь, чтоб успешно выполнить задания раздела «Чтение»:
- Уметь понимать общее содержание текста
- Уметь перерабатывать и осмыслять детали текста
- Знать грамматические структуры
- Иметь достаточный лексический запас
- Владеть разными видами чтения: просмотровым, поисковым, изучающим
С чем чаще всего связаны ошибки в разделе «Чтение»?
Устойчивые ошибки в разделе «Чтение», как и в разделе «Аудирование», имеют одинаковый характер:
- неумение выделять из текста ключевые фразы, слова и опираться на них
- недостаточное владение разными видами чтения
- скудный лексический запас
- недостаточная сформированность навыков работы с текстом: восприятие, осмысление, анализ, синтез и т.д.
Советы по подготовке к чтению на ЕГЭ
- Расширяйте словарный запас
Учите новые слова и фразы. Выписывайте все незнакомые слова, которые встречаются вам в различных текстах. Чем больше ваш лексический запас, тем проще вам будет на экзамене. - Решайте тестовые задания
На сайте ФИПИ вы найдете варианты ЕГЭ прошлых лет. Обязательно решайте их, чтоб понять структуру заданий. - Читайте больше
Уделяйте чтению достаточно времени при подготовке к ЕГЭ. Читайте тексты разных жанров, чтоб уметь ориентироваться в любом контексте. - Работайте над ошибками
Анализируйте свои ошибки при выполнении пробных вариантов ЕГЭ. Отработайте те темы, на которых вы чаще всего спотыкаетесь. - Комплексный подход
Чтоб хорошо ответить на вопросы раздела «Чтение», необходимо подойти к подготовке комплексно. Нужно знать лексику и грамматику английского языка. Знание грамматики позволит вам компенсировать то, что вы не до конца понимаете в тексте, использовать языковую догадку. А чем больше ваш активный словарный запас, тем меньше трудностей с пониманием текста у вас возникнет. - Регулярность
Занимайтесь регулярно. В сети всегда можно найти истории, как кто-то подготовился к ЕГЭ за ночь. Для получения 80–100 баллов такой подход не назвать надежным. Начинайте подготовку заранее, и уделяйте ей время регулярно.
Как подготовиться к ЕГЭ в UFirst
По структуре и уровню сложности ЕГЭ соответствует международному экзамену Cambridge FCE, для прохождения которого ученик должен владеть языком на уровне не ниже Upper-Intermediate (B2, выше среднего), некоторые задания высокой сложности заходят и на C1.
Это довольно высокий уровень, поэтому начинать готовиться к экзамену лучше заранее, чтоб ребенок мог в комфортном темпе освоить и повторить необходимый объем информации.
Без самостоятельной работы при подготовке к ЕГЭ не обойтись, но под присмотром педагога будет легче и надежнее. Грамотный педагог поможет составить план подготовки, обратит внимание на проблемные места и пробелы в знаниях, поможет отслеживать прогресс.
В UFirst на курсе подготовки к ЕГЭ по английскому языку дети:
- Знакомятся с форматом экзамена и заданиями
- Улучшают грамматику
- Расширяют словарный запас
- Узнают все секреты успешной сдачи ЕГЭ по английскому языку
- Улучшают навыки аудирования
- Отрабатывают все виды заданий
- Систематизируют свои знания
- Обретают уверенность в себе
Выбирайте качественную подготовку к ЕГЭ и вперед к заветным 100 баллам!