Алгоритм обучения детей программированию. Что за чем учить?
Что такое кодирование?
Кодирование — это процесс передачи информации компьютеру для совершения определенных задач. Существует множество языков программирования, каждый из которых используется для достижения различных целей. Есть и языки, созданные специально для того, чтоб обучать детей.
В каком возрасте можно учить детей программированию?
Не стоит начинать слишком рано, но и затягивать не стоит. В возрасте 6–9 лет дети уже достаточно хорошо усваивают информацию. Если ребенок уже увлечен играми, математикой или робототехникой, замотивировать его не составит труда.
Scratch
Визуальный блочный язык, разработанный инженерами Массачусетского технологического института для того, чтоб сделать процесс изучения информатики более увлекательным и доступным для детей. Язык позволяет детям придумывать и разрабатывать собственные игры, приложения, анимацию. Блоки кода напоминают кубики LEGO. Соединяя их вместе в определенном порядке, дети создают свои первые проекты. Scratch позволяет детям освоить базовые навыки программирования, чтоб в дальнейшем перейти к более сложным задачам.
Плюсы: подходит для новичков, позволяет освоить базовые навыки программирования, помогает детям развивать креативность и воображение.
Минусы: более продвинутые языки основываются на тексте, а не на блоках.
Возраст: от 6 лет и старше.
Minecraft junior и Minecraft
Майнкрафт — игра, которая нравится детям и взрослым во всем мире. Элементы игры — блочные кубики, как в том же конструкторе LEGO. Придумал ее шведский программист Маркус Перссон.
В 2014 году игру купила корпорация Microsoft, расширившая игровую вселенную. Так появилось и программирование для детей на платформе Minecraft.
Minecraft использует упрощенную блочную структуру 1х1 для создания миров и объектов. Они легко переводятся на язык программирования, состоящий из 1 и 0, который определяет, что делает программа и как она работает.
Дети, имеющие хотя бы небольшой опыт игры, замечают те элементы, которые можно было бы усовершенствовать. Сделать это можно с помощью создания собственных модов (модификаций). Моды загружаются через сторонний веб-сайт, на котором игроки делятся своими разработками с другими игроками.
Визуальное блочное кодирование увлекает детей. Minecraft позволяет детям заинтересоваться кодированием, а в дополнение к нему можно начать один из языков, которые подходят для освоения программирования детьми.
В Minecraft можно научиться программировать на языке Lua — он обычно хорошо подходит детям, увлекающимся робототехникой. Это небольшой язык, но его часто используют в модах, а также в Roblox Studio.
Плюсы: увлекательный игровой формат, доступность.
Минусы: не подходит для глубокого освоения программирования.
Возраст: от 6 лет и старше.
Roblox
Roblox — это онлайн-платформа, в которой можно создавать собственные игры, общаться с другими пользователями, организовывать совместные игровые турниры и другие активности.
Язык программирования Roblox — Lua. С помощью него пишут скрипты, управляющие персонажами. Программирование дети начинают осваивать в интегрированной среде Roblox Studio, где они получают доступ к платформенным инструментам для создания игр. У платформы интуитивно понятный интерфейс, меню и множество возможностей для того, чтоб создать свои первые игры в любых жанрах.
В Roblox дети осваивают язык Lua, что потом помогает им изучать и более сложные языки.
Плюсы: много возможностей для начинающих, доступность.
Минусы: не подходит для глубокого изучения программирования.
Возраст: от 6 лет и старше.
Python
Python — интерпретируемый язык программирования высокого уровня, созданный Гвидо ван Россумом в 1991 году. Это гибкий язык, позволяющий писать код разными способами. Благодаря своей простоте, универсальности и множеству приложений Python стал одним из самых популярных языков программирования в мире.
Python используется для создания игр, социальных сетей, а также для более сложных областей — кибербезопасность и искусственный интеллект. Благодаря удобному для пользователя характеру Python дети учатся писать коды быстрее, чем в более сложных языках программирования.
На Python могут начинать учиться дети с 10 лет. Он требует решения более сложных задач, чем Scratch. Дети разберутся с переменными, условиями, циклами, разовьют креативность и раскроют свой творческий потенциал.
Плюсы: доступный синтаксис (на английском языке), много дополнительных материалов, доступных бесплатно.
Минусы: для сложных задач не подходит.
Возраст: от 10 лет и старше.
Python 2
Python 2.0 был выпущен в 2010 году и открыл возможности для большего числа разработчиков. Первоначальная миссия Python по распространению компьютерной грамотности в новой версии вышла на более высокий уровень, благодаря множеству усовершенствований. Это демократичный язык с довольно низким порогом входа, что делает его доступным для детей.
Осваивая Python 2.0, дети смогут создать свой телеграм-бот, научатся работать с базами данных.
Плюсы: доступный синтаксис, довольно простой интерфейс.
Минусы: для сложных проектов придется осваивать более сложные языки.
Возраст: от 10 лет и старше.
Как выбрать язык программирования для ребенка?
Для детей без опыта программирования и младших школьников подходит Scratch. Он более ограничен, чем другие языки, но позволяет детям разобраться с базой кодирования: циклами, условными выражениями и переменными.
Minecraft junior и Minecraft прекрасно увлекают детей через игру, постепенно предлагая им самостоятельно ее улучшать и дорабатывать модами.
В Roblox Studio дети уже получают расширенный доступ к платформенным инструментам для создания игр и множество возможностей для того, чтобы разработать свои первые игры в любых жанрах.
Python и Python 2.0 — письменные языки. Они более сложные и подходят для детей постарше. К Python хорошо переходить, если ребенок уже освоил Scratch.
Для визуалов и кинестетиков больше подходит Scratch. Для любителей играть — Minecraft. Для детей, которые больше чем играть в игры, любят придумывать их и разрабатывать им правила — Roblox. И наконец Python уже закрепит удовольствие от решения все более сложных головоломок и логических задач.